Ушел в отставку глава Башкирии Муртаза Рахимов
Дата публикации: 16 июля 2010 года в 09:02.
Категория: Происшествия.
«Я получил ваше заявление и, принимая решение о его удовлетворении, хотел бы сказать несколько слов», - сказал Медведев на встрече с Рахимовым. Он поблагодарил Рахимова за работу, проделанную на посту президента Башкирии. «Под вашим руководством Башкортостан развивался долгое время и сейчас это хорошо развитая в целом, с высоким уровнем жизни, наша республика - субъект РФ», - отметил президент РФ, добавив, что это касается и деревни, и города, передает «Интерфакс». Медведев подчеркнул, что «от имени Российского государства хочу выразить свою благодарность за ту огромную работу, которую вы проделали по руководству Башкортостана». Он добавил, что Рахимов руководил Башкортостаном в очень сложные годы, «сейчас все нормально, даже несмотря на кризис, но в 90-е годы было очень сложно», и то, что удалось, по словам президента, предотвратить самые трудные сценарии, в этом заслуга Рахимова. «И отмечая эту заслугу, я хотел бы сообщить вам, что я подписал указ о награждении вас, как руководителя Башкортостана, высшим орденом Российской Федерации - Орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени. Я надеюсь, что вы и дальше будете служить своей республике, будете служить Российской Федерации, но, естественно, может быть, по мере сил в соответствии с теми планами, которые у вас есть. Их, я думаю, мы тоже с вами сегодня обсудим», - сказал глава государства. На официальном сайте Партии "Единая Россия" опубликованы комментарии политологов по поводу отставки Рахимова. Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов: «Я думаю, что Кремль заинтересован в дальнейшем обновлении управленческой элиты в регионах. Это обновление будет происходить, прежде всего, за счет политических тяжеловесов, т.е. региональных политических деятелей, которые занимают свои должности несколько сроков подряд. О том, что количество сроков пребывания у власти региональных боссов должно быть ограничено, президент Медведев заявлял уже неоднократно. Наиболее яркие деятели такого рода - это Муртаза Рахимов и Юрий Лужков. Рахимов под очевидным влиянием федерального центра отказывается от притязаний на 5 срок. Те ресурсы, которыми Рахимов располагал, постепенно уменьшались: нефтехимический комплекс Башкирии перешел под контроль других структур. Помимо этого резко ослабло влияние сына Рахимова, которому пришлось покинуть депутатское кресло. Процесс этот совершенно неуклонный и вопрос заключается лишь в том, когда и в каком формате это будет происходить. Существует несколько моделей, по которым может происходить смена власти. Принципиально все они сводятся к двум основным вариантам: преемническому и варяжскому – назначение ставленника федерального центра. Тяжеловесы настаивают на преемнической модели, а федеральный центр - на варягах. Чистое преемничество невозможно – продолжение политики, проводившейся в республике долгие годы, означало бы усталость населения. Люди должны знать, что происходят перемены, что власть прислушивается к тем сигналам, которые они ей посылают. Чисто варяжский вариант агрессивного навязывания федеральным центром своих представителей, тоже малопродуктивен, поскольку может настроить против ставленника региональные элиты. Поэтому оптимальный путь - это представитель Кремля, известный федеральный чиновник, при этом хорошо знакомый с делами соответствующего региона и способный выстроить нормальные отношения с местной элитой. Такой промежуточный вариант кажется мне наиболее оптимальным для обеспечения неконфликтной смены власти. Предыдущий же руководитель субъекта федерации может занять при этом какой-то значимый пост: сенатора, советника президента, а может быть введен специальный пост, как это было сделано в Татарстане». Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Оксана Гончаренко: «Курс на обновление кадров стал одной из отличительных особенностей президента Дмитрия Медведева. «Для кадровой политики Медведева, в принципе, характерно обновление кадров. После вступления в должность президента в 2008 году Медведев сказал о том, что необходимо повышать эффективность управления на разных уровнях власти, в том числе, и на региональном, и для этого необходимо более активно обновлять кадры. Как раз тогда мы начали дискуссию о том, каковы перспективы политических долгожителей. Оказалось, что в ряде случаев процесс по достижению договоренностей шел достаточно сложно. Многие из долгожителей смогли удержаться до конца своего срока пребывания у власти. У многих это были уже и четвертые сроки, и общий срок пребывания у власти превышал 15 лет. Среди таковых можно назвать глав Татарстана, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов, главу Челябинской области Петра Сумина, главу Свердловской области Эдуарда Росселя. Достаточно много было политиков, которые до конца срока пребывали у власти и затем, в рамках неформальных договоренностей с центром оставляли свои посты. Иногда это происходило добровольно: они обращались к президенту с просьбой не выдвигать их кандидатуру, но, как правило, этому решению все-таки предшествовали договоренности, в том числе, по кадровому вопросу. С Башкирией ситуация складывалась сложнее в силу двух причин. Во-первых, у Муртазы Рахимова еще не истекает срок полномочий, во-вторых, трудно было добиться решения по кандидатуре преемника, поскольку здесь сценарий Татарстана вряд ли возможен, я имею в виду, прямую преемственности. У Башкирии и Татарстана разные ситуации – руководство Татарстана более лояльно относилось к центру, не допускало такой резкой критики, как Муртаза Рахимов, и в целом воспринималось более позитивно на федеральном уровне. Что касается Рахимова, то он также отстаивает вариант преемственности и предлагает разные кандидатуры из числа представителей региональной власти, но федеральный центр стремится все-таки к реформированию того режима, который сложился в регионе, к большей его открытости к федеральным инициативам, в том числе, к большей его лояльности, в целом. Поэтому вероятный преемник «будет иметь опыт работы в регионе, может быть, будет выходцем из региона, может иметь связи с местной элитой и быть так или иначе в курсе специфики той ситуации, которая сложилась, но, в то же время, скорее всего, он будет иметь опыт работы и в органах федеральной власти и напрямую не будет связан с действующей командой». Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов: «Ротация губернаторского корпуса, кадровая политика президента России оказалась достаточно активной и инициативной. Именно при нем покинули свои посты такие засидевшиеся тяжеловесы, как Россель, Шаймиев. Реальной стала отставка Муртазы Рахимова, поговаривают об Илюмжинове. Это является универсальным принципом, озвученным Дмитрием Медведевым о том, что руководители регионов не должны занимать свой пост более трех сроков подряд. Крайне важно избежать складывания региональных авторитарных режимов, кланов, выстраивающих местные экономики с собственными интересами. Потому что на сегодняшний день это остается одной из проблем нашего регионального развития. Эту отставку можно считать ожидаемым событием. Пока сложно говорить какие будут альтернативы Рахимову. Принципиально важно, чтобы новый человек, сохраняя определенный баланс интересов в рамках региональных элит, все же был человеком федерального центра. Прежде всего, потому что только такой человек сможет вернуть Башкирию в полной мере в общероссийское пространство. Вторая основанная задача - деконцентранция башкирской экономики, установление более сбалансированных отношений над собственностью, которые бы устраивали не только один клан, но и все региональные элиты республики и федеральный центр. Высока вероятность того, что преемником Рахимова станет человек из его команды или по крайней мере приемлемая для него фигура».