«Сибирские» тезисы Дерипаски
Дата публикации: 3 июля 2012 года в 09:59.
Категория: Экономика.
Генеральный директор и председатель правления компании РУСАЛ Олег Дерипаска в ходе экономического форума в Петербурге высказал о возможности значительного увеличения валового регионального продукта Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Тема развития Восточной Сибири и Дальнего Востока вновь оказалась в центре внимания федеральных экспертов. В ходе Петербургского международного экономического форума, который проходил с 21 по 23 июня, было озвучено мнение о том, что валовой региональный продукт этой территории можно удвоить за 10 лет и это позволит Восточной Сибири и Дальнему Востоку через 15 лет войти в двадцатку экономик мира по объёмам производимого продукта. Однако реализовать эти планы можно будет, если решить две главные проблемы территории – инфраструктурную и кадровую.
Мнение о возможности увеличения валового регионального продукта (ВПР) Восточной Сибири и Дальнего Востока в ходе дискуссии в рамках Петербургского международного экономического форума 21 июня высказал президент En+ Group, генеральный директор и председатель правления компании РУСАЛ Олег Дерипаска. «Я уверен, что мы сможем удвоить показатель ВРП Восточной Сибири и Дальнего Востока в течение 10 лет», – цитирует бизнесмена ИА REGNUM.
По словам Олега Дерипаски, ВРП Восточной Сибири и Дальнего Востока сейчас можно оценить в 280 – 300 млрд. долларов. «Через 15 лет Восточная Сибирь и Дальний Восток войдут в двадцатку экономик мира по объёмам производимого продукта», – считает он. Добиться такого высокого показателя возможно во многом за счёт партнёрства с динамично развивающимися азиатскими экономиками и реализации совместных программ по развитию инфраструктуры и энергетических технологий, передаёт информационное агентство.
При этом в качестве перспективных партнёров были названы азиатские страны, на долю которых уже сейчас приходится свыше 30% мирового потребления энергии, более половины потребления стали, алюминия и других металлов, примерно 2/3 мирового импорта железной руды. Причём объёмы потребления будут постоянно увеличиваться за счёт индустриализации и урбанизации. За последние десять лет только в одном Китае из деревень в новые города переехали 100 млн. человек, что создало огромный спрос на ресурсы, необходимые для строительства жилья, дорог, инфраструктуры. По прогнозам, к 2020 году в Китае в новые города переедут ещё 250 млн. человек.
Для Восточной Сибири и Дальнего Востока партнёрство со странами АТС – шанс не ждать от федерального центра денег от продажи нефти и газа, а использовать рост этих стран для реализации своих интересов, подчеркнул Дерипаска. Тем более что в Сибири и на Дальнем Востоке сосредоточено почти 75% российских запасов полезных ископаемых и природных ресурсов: углеводородов, металлов платиновой группы, угля, никеля, меди, леса, многих других. На территории макрорегиона есть колоссальные гидроэнергетические ресурсы, позволяющие производить недорогую электроэнергию и развивать энергоёмкие высокотехнологичные производства.
Однако закопанные в земле богатства сами по себе не увеличивают ВВП страны и благосостояние её граждан и не создают новые рабочие места. На сегодняшний день доля этого гигантского и богатейшего ресурсами региона в совокупном ВВП России лишь около 16%. Причина такой ситуации – крайне неразвитая инфраструктура территории.
Предприниматель подчеркнул, что плотность автомобильных дорог в Сибири почти в два раза ниже среднероссийского показателя, на Дальнем Востоке – более чем в шесть раз, густота железнодорожных путей в Сибири меньше среднероссийского показателя более чем в полтора раза, а на Дальнем Востоке – почти в четыре раза, кроме того, слабо развита авиация. Пропускная способность Транссиба в направлении дальневосточных портов составляет менее 60 млн. тонн в год, при том что через восемь лет грузооборот на востоке России возрастёт вдвое. Пропускная способность портов на востоке страны – 120 млн. тонн в год, экспортная мощность – 70 млн. тонн в год. Эти мощности должны быть удвоены или даже утроены, полагает Олег Дерипаска. Одним из способов решения инфраструктурных проблем, по мнению бизнесмена, может стать государственно-частное партнёрство.
Кроме инфраструктурной проблемы, Дерипаска обозначил и не менее серьёзное препятствие для развития территории – дефицит трудовых ресурсов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. «За последние годы Сибирь потеряла почти полтора миллиона человек. И если не будет изменений, тенденция продолжится. Специалисты заканчивают вузы, приезжают в Москву и уже там устраиваются на работу. Понятно, что на западе больше возможностей и перспектив, хотя поначалу условия могут быть хуже», – говорил бизнесмен. По его словам, кадровый вопрос требует колоссальных затрат на создание научной базы, интеграцию научных центров в инженерные подразделения, развитие социальной инфраструктуры.
Мнение предпринимателя подтверждают и результаты опросов ВЦИОМа. Согласно им, около 40% жителей Сибири и Дальнего Востока рассматривают возможность переезда: 57% намерены уехать в другой город России, 20% – в другую страну, 23% точно хотят уехать из региона, но пока не определились с местом. В то же время более половины жителей Сибири и Дальнего Востока, а также 46% опрошенных студентов готовы связать своё будущее с макрорегионом, если в нём начнётся новый крупномасштабный «нацпроект». В качестве ключевых партнёров жители региона видят страны Азии – Китай (59%) и Японию (56%). Причём 15% опрошенных жителей готовы остаться жить в регионе, если им предложат специальные условия: высокую зарплату (о ней упомянули 47%), решение квартирного вопроса (37%) и освобождение от налогов (15%).
Участники дискуссии в ходе форума в Санкт-Петербурге отметили, что создание Министерства развития Дальнего Востока – важный шаг в нужном направлении, он ещё раз подтверждает, что государство действительно очень серьёзно нацелено на развитие региона. Однако одного министерства недостаточно по ряду причин. Дело в том, что оно будет заниматься только Дальневосточным федеральным округом, из стратегических приоритетов развития исключена Восточная Сибирь, характеризующаяся теми же социально-экономическими проблемами, что и Дальний Восток, плюс синергетически связанная с ДВ в части больших инфраструктурных проектов.
Региональные эксперты отмечают важность того, что тема развития Восточной Сибири и Дальнего Востока прозвучала в ходе форума в Санкт-Петербурге. «Этот факт свидетельствует о том, что указ президента РФ от 7 мая 2012 года исполняется», – сообщил председатель комитета Законодательного Собрания Иркутской области по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении Борис Алексеев. (Своим указом президент поручил правительству РФ до июля представить предложения по ускорению социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока. В частности, необходимо будет предусмотреть обеспечение в этих регионах транспортных связей труднодоступных территорий.
«В Сибири и на Дальнем Востоке должны быть свои правила игры, – продолжает Борис Алексеев. – Надеюсь на то, что центр принятия решений в данном случае разместится в Иркутске, а не во Владивостоке и Хабаровске». Эксперт подчеркнул также важность того, чтобы в территории были реализованы проекты «не только по освоению минерально-сырьевых ресурсов, но и по углублённой переработке», а также произошли инфраструктурные изменения. Последние позволят региону продвинуться далеко вперёд и стать привлекательным для жизни.
Внимание федерального центра к проблемам Сибири и Дальнего Востока на данном этапе закономерно, полагает декан сибирско-американского факультета менеджмента ИГУ, доктор экономических наук Надежда Грошева. По мнению участников экспертных семинаров, организованных Байкальской международной бизнес-школой, оно связано с ослаблением промышленности, деградацией экономики, снижением фактического уровня жизни, отсутствием стратегических инвесторов, негативной (качественно и количественно) демографической ситуацией, усилением оттока перспективных кадров и увеличением количества «китайских» проектов.
Говоря о возможных механизмах частно-государственного партнёрства, направленных на решение проблем макрорегиона, Надежда Грошева упомянула изменение нормативно-правовой базы в части содействия развитию механизмов ГЧП. Дело в том, что сейчас локальная нормативная база не предполагает использование ряда применимых в мировой практике инструментов. Одним из механизмов государственно-частного партнёрства может стать реализация совместных инфраструктурных проектов в промышленной, логистической, инновационной сфере.
Оценивая роль государственной компании по развитию Сибири и Дальнего Востока в решении существующих задач, участники семинаров бизнес-школы отметили, что госкомпания может взять на себя координацию деятельности федеральных и региональных органов власти, полномочия по «политической поддержке» и руководству реализацией социально-экономических и инвестиционных проектов, в том числе с участием иностранных инвесторов. Эффективной может быть и её деятельность в части разработки, мониторинга и регулярного обновления планов развития территорий Восточной Сибири и Дальнего Востока, включая развитие объектов транспортной, энергетической и иной инфраструктуры, сообщила Надежда Грошева. Кроме того, госкомпания может стать своеобразным «инвестиционным центром» макрорегиона.