Что думают о русском бизнесе на западе

Дата публикации: 7 декабря 2012 года в 01:23.
Категория: Экономика.

Российский бизнес для иностранцев – это кошмар похуже индийского и китайского. Такой вывод можно сделать из исследования Economist Intelligence Unit (EIU).

«Кто не рискует, тот не выигрывает: станут ли российские компании по-настоящему глобальными» - так называлось исследование EIU, результаты которого были представлены в среду, 5 декабря в Москве (исследование спонсировано «Русалом»).

На самом деле тема исследования EIU, а также тема большинства выступлений – имидж нашего бизнеса. EIU опросил 195 руководителей высшего звена компаний, расположенных за пределами России и имеющих опыт работы с  российскими компаниями.

Slon приводит тезисы речей бизнесменов и экспертов, самые интересные графики из доклада. Полная версия документа – в конце статьи.

Олег Дерипаска, генеральный директор «Русала»:

Мы отстаем даже от Китая по той роли, которая отводится частному бизнесу в решении национальных задач.

Трудности с медициной. Иностранные компании всерьез рассматривают, как они будут эвакуировать своего сотрудника из Красноярска и Новосибирска, если с ним что-то случится. Это говорит об уровне медицины.

Вопрос получения управленческих ноу-хау еще сложнее [чем вопрос получения технических ноу-хау с Запада российскими компаниями]. [Для того чтобы такие ноу-хау передавались] надо, чтобы были люди [среди менеджеров компании], которые чувствовали себя друзьями. Самая большая проблема – языковой барьер, особенно когда идет взаимодействие по широкому фронту. Проблем с языком еще больше, когда идет сотрудничество с азиатскими компаниями.

Эрхард Кордес, председатель Восточного комитета германской экономики:

Опыт Германии говорит: средние компании – залог стабильного развития страны.

Усилия президента Медведева [в области инноваций] пока еще не принесли плодов. Одни говорят, что помешала бюрократия, а другие – что нужна политическая конкуренция для того, чтобы она заработала.

Чем больше будет конкуренции в России, тем больше будет стимулов для инноваций.

Рейтинг Doing Business показал, что Россия движется вперед – она переместилась со 120-го на 112-е место. Но это далеко от того, что удовлетворит Россию, и это далеко от того места, которое Россия может получить, раскрыв весь свой потенциал.

Кирилл Андросов, управляющий партнер фонда Altera Capital:

Сегодня российские компании по-прежнему представляют собой не более чем пропуск на рынок – то есть [их покупка дает] доступ на рынок или доступ к каким-то ограниченным ресурсам, находящимся в их распоряжении. И сделки по прямым иностранным  инвестициям в РФ надо рассматривать именно в таком ключе.

У нас в России по-прежнему нет обязательной МСФО. Во многих компаниях – двойная отчетность. Тем не менее, несмотря на все эти риски, российский бизнес занял в разных формах на рынках капитала $550 млрд.

Меня сначала удивила высокая цифра прямых иностранных инвестиций России в заграницу, приводящаяся в исследовании – $50 млрд. Но потом я понял, что 2/3 этой суммы – это покупка российскими физическими лицами недвижимости за рубежом, которая проводится через юрлица. Так что примерно $15 млрд – эта та максимальная планка [инвестиций за рубеж], на которую мы сейчас способны.

Почему за 15 лет – несмотря на усилия правительства – России не удалось достигнуть существенной диверсификации экономики? Для того, чтобы понять это, надо ответить на три простых вопроса.

1. Сколько в России публичных компаний без решающей роли государства в управлении или без одного контролирующего акционера?

– Ноль.

2. Сколько россиян в органах управления крупнейших международных компаний?

– Мы назовем навскидку 10–15 индийцев, много китайцев, латиноамериканцев [в органах управления крупнейших международных компаний], но я с трудом вспомнил двоих русских – Лев Хасис в Wal-Mart и Сергей Кравченко в Boeing.

3. Сколько в России имеется по-настоящему глобальных компаний?

– Всего три – «Русал», «Вымпелком» и «Лукойл».

Дмитрий Афанасьев, председатель комитета партнеров адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»: 

Опрос, проведенный среди клиентов нашей компании, показал, что они подчиняют зарубежному праву 90% крупных сделок. Причины и решение проблемы:

67% не могут работать в российском праве, так как оно слишком жестко, императивно регулирует многие вещи.

– Зачем? Давайте сделаем императивы в гражданском праве только для бабушек, которых это должно защищать, но уберем для субъектов предпринимательской деятельности.

62% не доверяют российским судам.

– Надо развивать систему международного арбитража, но делать это здесь, в Москве, в рамках Международного финансового центра. Я хочу напомнить, что арбитражный суд при Торговой палате был еще в СССР и пользовался авторитетам, так как большинство решений выносил против советских внешнеторговых организаций. Если это было при советской власти, то почему сейчас невозможно? Ведь что такое третейское правосудие? Это когда две организации выбирают по судье, те выбирают третьего судью, либо получают третьего от суда, если не могут договориться по кандидатуре. И платят судьям столько, чтоб им не было смысла брать взятки.

И только 14% подчиняют сделки зарубежному праву по налоговым причинам.

– То есть люди уходят в офшоры не потому, что не хотят платить налоги. Если мы с вами это сделаем, то мы из воздуха создадим деньги, которые останутся здесь, в России.

Китай задолго до вступления в ВТО подготовил юристов по ВТО. У нас же многие документы о вступлении в ВТО не понятны непрофессионалам и даже не переведены на русский. Например, российское законодательство о защите стратегических отраслей от иностранных инвестиций не соответствует нормам ВТО. Как эта проблема будет решаться? В Женевском суде?

Политика в Европе сейчас во многом делается не в курительной комнате за бокалом мартини (как раньше), а в сфере публичной дипломатии. Политики только отражают, как флюгер, мнение граждан и меняют позицию по нескольку раз в год. А мы по-прежнему идем к нашим начальникам, чтоб они поговорили с европейскими начальниками. Надо напрямую работать с электоратом, а мы покупаем футбольные клубы, они берут деньги и смеются.

Предложение для РСПП – включить в программы [учебных заведений по подготовке менеджеров] изучение языков, в том числе азиатских.

Заметим, что заявленный в программе конференции зампред правительства Аркадий Дворкович с докладом «Государственная поддержка российского бизнеса – что можно и нужно сделать?» не пришел, что само по себе можно считать ответом.

Источник: Slon.ru

Новости по теме