Олег Дерипаска: ВТО – это бассейн с акулами

Дата публикации: 25 июня 2013 года в 18:09.
Категория: Экономика.

Спустя девять месяцев после официального присоединения России к ВТО представители одной из главных бюджетообразующих отраслей экономики - металлургии - спорят о пользе и последствиях этого процесса.

Глава «РусАла» Олег Дерипаска высказался на этот счет в ходе пленарной сессии «Вступление в ВТО и повышение конкурентоспособности российской промышленности», прошедшей в рамках Петербургского международного экономического форума -2013.

«ВТО - это не клуб дружелюбных улыбающихся людей, это бассейн с акулами. Мы это почувствуем уже через 3-4 года, если не будем конкурентоспособными», - заявил. Олег Дерипаска.

Алюминиевая компания давно высказывала опасения на счет последствий присоединения к ВТО. Рыночный либерализм ударил по высокотехнологичным перерабатывающим отраслям экономики РФ, которые являются главными потребителями алюминия. Условия конкуренции с иностранными производителями неравны, считает «РусАл», из-за высокой ставки кредитования и невозможности хеджировать ценовые риски (российские компании ограничены в операциях по хеджированию из-за препятствий в налоговом и валютном законодательстве). Для того, чтобы российские потребители алюминия не находились в невыгодных условиях, нужно снижение банковских ставок и защита внутреннего рынка, в том числе упрощение механизма антидемпинговых расследований, считает «РусАл».

По словам Дерипаски, открытие внутреннего рынка «сразу привело к существенным проблемам у наших клиентов». Он отметил, что отечественные потребители алюминия, в том числе компании кабельной промышленности, после присоединения к ВТО пострадали от притока на рынок демпингуемой продукции китайских конкурентов. «Наши потребители оказались не готовы к этой конкуренции. Отсутствие должного таможенного контроля и не совсем честная конкуренция привели к тому, что ситуация для них ухудшилась за последние 9 месяцев», - заявил Дерипаска.

Эта ситуация может привести к тому, что емкость российского рынка алюминия (сейчас глава «РусАла» оценил его в 860 тыс. тонн) рискует уменьшиться, а потенциал роста рынка Таможенного союза к 2020 году до 2,5-2,7 млн тонн останется нереализованным.

«Мы хотим видеть наших потребителей сильнее и видеть, что они могут увеличивать объемы, т.к. это важно для развития страны», - заявил гендиректор алюминиевой компании. По его словам, страна не достаточно подготовилась к вступлению в ВТО, и сейчас «придется исправляться, создавая условия для роста промышленности», но уже в режиме открытых границ. «Теперь нужно расхлебывать, используя все ресурсы, которые у нас имеются», - сказал Дерипаска.

Всплеска импорта действительно не произошло, согласился Олег Дерипаска, но важно качество. «Когда мы вступали в ВТО, мы надеялись, что будет импорт компонентов и материалов, которые мы не производим. К сожалению, пошел импорт готовой продукции. Причем сейчас мы пожинаем только часть плодов. И как только изменятся условия переходного периода, мы увидим совершенно другие данные (по импорту - ИФ)», - заявил глава алюминиевой компании.

Приток импортной готовой продукции, который замещает российские товары и не стимулирует развитие высокотехнологичных отраслей, по оценке главы «РусАла», может привести к росту безработицы до 12%. Страдает, в том числе, автопром, уровень локализации в котором лишен потенциала роста. «Может, кто-нибудь расскажет, сможет ли Россия производить свой пассажирский автомобиль в ближайшие 10 лет?», - задался вопросом Олег Дерипаска, владелец автомобильного концерна «Русские машины», созданного на базе активов «ГАЗа».

Преимущества российского рынка, к которым глава «РусАла» отнес неудовлетворенный спрос населения на автомобили и потребительские товары, а также человеческий капитал, оттеняет основной недостаток - высокая стоимость заемных ресурсов. По его мнению, государство должно оказать поддержку производителям, пересмотрев, в том числе, финансовую, налоговую и таможенную политики. Нужно не оттягивать ослабление курса рубля и более активно бороться со случаями недобросовестной конкуренции «Все это - единственный способ остаться конкурентоспособными», - считает глава «РусАла».

Источник: Интерфакс

Новости по теме