РУСАЛ готовится долго жить при низких ценах

Дата публикации: 26 июня 2013 года в 12:20.
Категория: Экономика.

Цены на алюминий упали с начала года почти на 20%, на рынке наблюдается избыток мощностей. Крупнейший мировой производитель алюминия «РусАл» реализует программу сокращения производства.

О вариантах перепрофилирования низкорентабельных заводов, прогнозах по ценам, премиям и уровню потребления в интервью «Интерфаксу» рассказал первый заместитель гендиректора «РусАла» Владислав Соловьев.

- С марта текущего года спотовая цена на алюминий находится на уровне примерно в $1 800 за тонну. Видит ли компания какие-либо возможности для снижения себестоимости?

- Мы активно работаем по закрытию неэффективных мощностей. Это не сразу приводит к сокращению себестоимости, но высвобождает оборотный капитал, что дает положительный cash flow. Во-вторых, мы занимаемся всеми направлениями, касающимися энергоэффективности: снижаем силу тока, расход электроэнергии. Торгуемся по сырью, удешевляем перевозки, используем более экономичные логистические схемы. Нам также помогает курс доллара, главное, чтобы он не снижался.

- Изменился ли прогноз «РусАла» о потреблении алюминия на мировом рынке в 2013 году?

- Мы оставляем свой прогноз по росту мирового потребления на 7%, то есть 50 млн тонн в этом году. Наша главная задача - это сокращение объемов производства, чтобы сделать ситуацию на рынке более здоровой.

- Какой ваш актуальный прогноз по цене алюминия?

- Я бы оставил прогноз $2 100 в конце года. Уже понятно, что это не средняя цена за год. Средняя цена скорее сложится в районе $1 950. Тяжелая ситуация, в которой очень много неизвестных. После объявления главы ФСР Бернанке о прекращении количественного смягчения идет отток капитала. Мы готовимся долго жить при низких ценах.

- Каков прогноз потребления алюминия на внутреннем рынке?

- Прогноз стабильный. Мы продадим 900 тыс. тонн в год. Это небольшой рост, но можно сказать, что уровень сопоставим с прошлым годом.

- На каких еще предприятиях «РусАла», кроме БАЗа и Alscon, будет снижаться или приостанавливаться производство металла?

- Я не хотел бы называть конкретные заводы, но 300 тыс. тонн в течение года мы будем сокращать. За первый квартал мы сократили 47 тыс. тонн. Отмечу, что программа сокращения производства - это не обязательно закрытие. Это и снижение силы тока, досрочный вывод в капремонт части электролизеров. По каждому нашему заводу есть соответствующий план, включая сибирские.

- То есть сокращение может коснуться не только старых заводов?

- Да. Там, где очень высокая стоимость электроэнергии, мы можем пораньше вывести в капремонт какие-то электролизеры и снизить объем производства. Но в основном сокращение коснется, конечно, западных заводов. Вообще наша стратегия перенести производство на Восток. Мы используем целый ряд инструментов по оптимизации производства. На днях мы подписали хорошее соглашение по перепрофилированию мощностей Волховского завода.

- Какой экономический эффект ожидает компания от снижения производства?

– Такой прямой оценки нет. Прежде всего, эта мера это оздоровит рынок. А «РусАлу» это позволит вывести оборотный капитал, сократить и удешевить закупки.

- При каких ценах алюминия вы начнете думать об увеличении программы сокращения мощностей в текущем году?

- Мы об этом постоянно думаем. Но это зависит не только от цены. Иными словами, у нас нет схемы: если цена $1800 - то сокращаем 300 тыс. тонн, $1700 - больше. Мы не считаем так. К примеру, мы не знаем, какой курс доллара будет при этой цене. Если он будет завтра, условно, 55 рублей, будет совсем другая экономика. Или вдруг подешевеет сырье, уголь упадет в цене, или упадет стоимость электроэнергии во второй ценовой зоне в связи с вводом Богучанской ГЭС. Мало ли, что может случиться. Здесь очень много критериев. Будем рассматривать конкретную ситуацию.

- Какие проекты компании «заморожены» из-за низких цен на алюминий на рынке?

- Мы пока не возобновили строительство Тайшетского алюминиевого завода, в том числе анодной фабрики. Все проекты развития мы пока притормозили. В том числе, электролизеры технологии РА-500. У нас остались фактически только минимальные проекты модернизации, которые окупаемы в течение года, и поддержание мощностей.

- В последнее время были ожидания, что обновленное китайское правительство будет сокращать неэффективные мощности. Это происходит?

- Да, пошли конкретные какие-то решения. Chalco объявила о сокращении мощностей - 384 тыс. тонн. Они понимают необходимость этих сокращений, эта тема уже звучит. Но в Китае была принята программа инвестиций в западные регионы. Мы очень надеемся, что этого не произойдет. Сейчас не то время, для того чтобы инвестировать, и алюминий - это не та отрасль, куда сейчас надо инвестировать китайцам. Решение по этому вопросу очень важно.

- НЛМК недавно получил от РЖД «объемную скидку» с тарифа. А «РусАл» на что-то подобное рассчитывает, обсуждает с РЖД? Если да, то на каких маршрутах?

- Наша продукция довольно прибыльна для РЖД, поэтому мы считаем, что имеем право на скидку. Вообще ситуация сложная. С одной стороны, инвестиции в инфраструктуру, конечно, нужны. Мы поддерживаем РЖД в том, что нужно «расшивать» Восток. С другой стороны, тариф не должен расти. Поэтому мы считаем, что инвестиции должны приходить уже не только за счет роста тарифов. Бюджет тоже должен поучаствовать в этом. Если в тариф будут включены инвестиции, мы не сможем его выдерживать.

- Срок введения новых правил энергорынка перенесен с 2014 на 2015 год. Как к этому относится «РусАл»?

- Это большая проблема. Мое мнение, что если бы было желание доработать, уже бы сели и все доработали. Я считаю, что сдвижка срока - это плохо. Решение о корректировке реформы нужно срочно. И я считаю, что крайний срок - это 1 января 2014 года. Я не вижу никаких проблем с тем, чтобы это решение рассмотреть и принять. Мы готовы работать день и ночь, если понадобится. Предложения есть, они понятны, они обсуждаются уже минимум два года. Просто нужна политическая воля, решение о том, чтобы их принять. Просто так снизить тарифы, конечно, можно. Но хотелось бы, чтобы это произошло в рамках корректировки реформы. То есть нужна корректировка реформы, она и снизит тарифы. Министерство энергетики должно эту тему дорабатывать сейчас. Спросите любого производителя (мы как раз обсуждали это на сессии Петербургского форума), и все скажут, что нужна реформа. Зачем это сдвигать еще на год - не понятно.

Новости по теме