РУСАЛ учится жить во время кризиса
Дата публикации: 30 сентября 2013 года в 16:13.
Категория: Экономика.
Кризис в алюминиевой отрасли набирает обороты. Цены на металл падают, тарифы на энергоносители и стоимость сырья продолжают расти. Что в такой ситуации предпринимает крупнейший в мире производитель алюминия РУСАЛ, рассказал первый заместитель Генерального директора компании Владислав Соловьев.
– Мировая алюминиевая отрасль находится в глубоком кризисе. Возможно ли было предугадать его? Ведь в том же РУСАЛе работают мощные аналитические и экономические службы.
– Как известно, процессы в экономике в целом развиваются циклично, и наша отрасль не исключение. Другой вопрос: какова периодичность этих циклов, глубина пиков и падений и можно ли их спрогнозировать? Ответить на него в течение долгого времени пытаются лучшие экономисты, но, как показывает сегодняшняя ситуация, решений не найдено. Точно никто не знает, сколько эти циклы длятся. Базовым периодом считались 10 лет. Но мы видим, что и этот параметр уже изменился.
Ситуация в современной экономике сегодня во многом зависит от поведения инвесторов, от того, как и куда они хотят вкладывать свои деньги. А их действия сложно предугадать. Поэтому говорить о том, могли ли мы предсказать нынешнюю ситуацию или нет, – это все равно, что предсказать выигрыш в казино.
Тем не менее, согласно законам экономики, за падением должен следовать подъем. Мы верим, что алюминий – это металл будущего, который имеет множество преимуществ. Без него невозможно развитие многих отраслей – от строительства до автомобиле-, самолето- и ракетостроения. Поэтому мы по-прежнему уверены, что алюминий будет востребован.
– Основная причина сегодняшнего кризиса в отрасли – мировое перепроизводство алюминия и затаривание складов. Отчего это произошло? Можно ли было заранее предусмотреть уровень спроса и под него корректировать производственные планы?
– Фактор, который сложно переоценить и который стал одним из определяющих в создавшейся ситуации, – это действия Китая. Хотя его экономика на протяжении 20 лет росла, никто не верил, что Китай, потребляющий большие объемы импортного алюминия, стремительно начнет наращивать собственное масштабное производство этого металла. Более того, станет экспортером – наряду с РУСАЛом, Rio Tinto и Alcoa.
Далее произошел мировой финансовый кризис 2008 года. Он спровоцировал бегство инвесторов из всех видов активов. И это сразу же отразилось на показателях темпов роста: они у всех алюминиевых компаний упали и из-за приостановки новых проектов, и из-за сворачивания производства на текущих мощностях. А Китай не то что не сократил, но даже продолжил наращивать объемы производства. И в результате склады оказались затоварены, а алюминий резко подешевел. Хотя еще в начале 2010 года его цена на LME неожиданно поднялась до 2700 долларов на тонну. Правда, недолго удержалась на этой позиции. И опять никто не может объяснить, почему этот пик произошел. Тем не менее он был – вопреки всем законам экономики.
– Таким образом, не исключено, что завтра может произойти чудо и алюминий опять вырастет в цене?
– Мы исходим из консервативного сценария. Нам необходимо научиться жить при текущей цене, и тогда любой рост можно будет использовать для развития, а появляющуюся прибыль направлять на сокращение нашей долговой нагрузки.
– В 2008 году тоже был кризис, который коснулся большинства секторов экономики. И тогда РУСАЛ вышел из него достойно…
– Сейчас ситуация намного хуже, чем в 2008 году. Тогда кризис возник, если вы помните, в первую очередь в банковской и финансовой сферах, а затем перекинулся на все остальные отрасли, в том числе и нефтяную. Сегодня кризисная ситуация, наоборот, начала складываться в промышленности, в частности в металлургии. При этом во время предыдущего кризиса цены на углеводородное сырье упали, а сейчас – нет. Посмотрите, сколько в настоящее время стоит нефть. Ведь нефтеперерабатывающие компании и не думают снижать цены на мазут, кокс. С ценой на пек тоже все плохо. Металлургия уже втянулась в этот кризис, а втянутся ли остальные, в частности «нефтянка», неизвестно.
– Прокомментируйте, пожалуйста, последние заявления правительства о намерении заморозить рост тарифов естественных монополий. Поможет ли это решение отрасли?
– Если план государства заморозить тарифы естественных монополий будет реализован, то нам просто не станет хуже. Правда, и дополнительных денег не появится. Цена станет фиксированной. А значит, будет так, как сейчас. Хотя если тарифы вырастут, то станет еще хуже.
Все это не значит, что мы сложили руки и этим вопросом не занимаемся. Но мы можем влиять на точечные решения, которые не изменят ситуацию в целом. Хороший пример – Богословский завод. Покупка Богословской ТЭЦ решает проблему глиноземного производства, которое нам удалось сохранить. Ведь, по сути, своя ТЭЦ – это котельная, которая производит пар.
– Если вы считаете замораживание тарифов естественных монополий недостаточной мерой, будет ли РУСАЛ и впредь бороться за снижение цен на электроэнергию?
– Конечно. Со своими инициативами мы продолжаем выходить на правительство и другие органы власти. Во-первых, мы неоднократно предлагали упразднить «последнюю милю». Мы не хотим платить за непонятную услугу, которой фактически не существует. Во-вторых, мы добиваемся возможности заключать прямые договора с генерирующими компаниями. В-третьих, мы требуем создания конкурентного рынка, на котором регулирование тарифов было бы не искусственным, а подчинялось законам экономики. Только тогда мы увидим снижение цены.
Очень много «вынужденной» генерации (то есть энергии, экономически не востребованной рынком) приходится оплачивать на рынке по повышенным тарифам. С ее помощью в зимнее время обеспечивается функционирование отопления. Значит, надо пересматривать систему теплоснабжения. Мы не можем покупать электроэнергию по такому тарифу и фактически дотировать тепло для тех регионов, в которых расположены наши заводы. У нас много инициатив, естественно, они все так или иначе направлены на снижение тарифа.
– Можно ли было обойтись без консервации алюминиевого производства на предприятиях АДЗ? Рассматривались ли Компанией иные варианты решения проблемы?
– Мне очень не хочется выступать в роли человека, который вынужден консервировать мощности. Разумеется, лучше, наоборот, быть топ-менеджером, который строит и покупает. Но, к сожалению, это объективная реальность, и мы должны это понимать. Очень грустно, конечно, оттого, что мы временно закрываем электролизное производство на заводах алюминиевого дивизиона «Запад». Мы не ожидали, что это придется делать так быстро. В первоначальных планах было строительство Богучанского и Тайшетского заводов, был проект по покупке завода в Канаде. Рассчитывали, что туда будем переводить квалифицированных сотрудников. Но, к сожалению, ситуация очень быстро ухудшилась.
При сегодняшних тарифах и ценах на LME западные заводы не могут быть эффективными. Так что мы пришли бы к решению о консервации в любом случае, но через пять-шесть лет. Судите сами. С 2007 года цена электроэнергии в России росла на 10-12% в год, в некоторые периоды даже на 15%. В то же время мы пережили в 2008-2009 годах мировой финансовый экономический кризис и, как следствие, получили перепроизводство и текущую цену на алюминий. Эти факторы во многом ускорили принятие решения по консервации западных заводов.
Никто не может бороться с этими безумными тарифами на электроэнергию. При текущих ценах невозможно провести и модернизацию. Поэтому временное закрытие заводов стало единственной возможной мерой. Все другие способы решения проблемы мы исчерпали: снижение себестоимости, переговоры по дешевой электроэнергии. Наши оборотные средства сократились до исторического минимума. Мы использовали все варианты, других решений уже нет.
– Какова вероятность того, что в случае улучшения экономической ситуации законсервированные электролизные производства будут опять открыты?
– Как только мы поймем, что закрытые предприятия могут приносить прибыль, нам ничто не помешает их заново открыть. Если завтра стоимость алюминия на бирже поднимется до 2500 долларов за тонну, мы откроем Волгоградский завод, Уральский. И у нас есть такая практика. Три года назад мы восстанавливали производство на некоторых предприятиях. Богучанский завод, а впоследствии и Тайшетский, будут достроены. Это те наши проекты, которые будут в любом случае завершены.