Олег Дерипаска: «Сегодня 40% мирового производства алюминия было убыточно»
Дата публикации: 2 октября 2013 года в 13:12.
Категория: Экономика.
Алюминиевая индустрия находится перед выбором: либо наладить дисциплину среди производителей и сбалансировать спрос и предложение, чтобы поддержать оказавшуюся в сложной ситуации отрасль, либо ничего не делать и оставить все, как есть.
«Алюминиевые заводы должны производить столько металла, сколько требуется потребителям, а не столько, сколько можно отгрузить на склады», - считает Олег Дерипаска. Своё видение развития ситуации в отрасли генеральный директор РУСАЛа изложил в интервью Metal Bulletin.
Дерипаска столкнулся со своим собственным финансовым миникризисом более 15 лет назад, когда развал Советского Союза не дал ему возможности вести научную деятельность в качестве физика-теоретика после окончания вуза – тогда все финансирование исследований свернули. Вовсе не расположенный к тому, чтобы тратить своё время, «бессмысленно сидя в кабинете», 25-летний Дерипаска после окончания факультета квантовой статистики в Московском государственном университете в 1993 г. решил кардинально сменить сферу деятельности. С группой приятелей – физиков, инженеров и ракетчиков – он основал компанию, применяя системный, почти научный подход к торговле сахаром, черными и цветными металлами, в том числе медью и алюминием.
«Я начал свой бизнес в необычное время. Страна, в которой я родился и вырос, исчезла, а новая к тому времени ещё не появилась. Первая дала мне отличное образование; вторая дала мне шанс на успех», - говорит Дерипаска.
Остальное – история
После чреды слияний и поглощений, в январе 2010 г. РУСАЛ стал первой российской компанией, разместившей свои акции на Гонконгской фондовой бирже, сумев в ходе IPO привлечь 2,24 млрд долл.
Олег Дерипаска твердо убежден, что алюминий всегда будет играть важную роль в развитии общества. Но он также признает, что отрасль по производству «крылатого металла» должна стать более гибкой, чтобы противостоять внешним обстоятельствам. «Основа успеха – умение найти баланс между объемами производства металла и нуждами потребителей алюминия. Последние всегда контролируют свои финансовые потоки и планируют деятельность на основе реальных, а не потенциально возможных заказах», - отмечает Дерипаска.
«Напротив, базовые металлургические отрасли – медь, цинк, черная металлургия и другие – по-прежнему планируют производство, беря за основу прогнозируемый объем спроса, который, по их мнению, формируется в соответствии с законами рынка. Но мы знаем, что рынки не всегда эффективны, часто в игру вступают другие силы, в том числе государственные интересы, правительственные субсидии или ресурсы, которые страна использует для стимулирования экономического роста; всё это нарушает действие рыночных законов», – продолжает Дерипаска. «Мы все должны производить столько, сколько требует спрос. Но чтобы научиться этому, необходимо время. Мы ждем, что алюминиевые производители выполнят своё «домашнее задание», и, в конце концов, существующие мощности будут соответствовать реальному потреблению», - добавляет он.
Больше усилий
«Тогда как сокращение производства является краткосрочным решением в текущей ситуации, оптимизация мощностей позволит не допустить перепроизводства в будущем», - считает Дерипаска. «Один из наших акционеров – компания Glencore Xstrata во главе с генеральным директором Айваном Глайзенбергом – назвал такой подход «аскетичной горнодобычей». Основной принцип прост: вместо четкого следования графику капитального ремонта электролизёров производитель должен суметь принять решение об их остановке, когда того требуют рыночные условия.
«Представьте, что у вас огромный цех электролиза, и каждые 60 месяцев вы останавливаете электролизёр для его капремонта. Так почему бы не принять решение о том, чтобы не проводить этот капремонт? Да, это требует усилий – нужно заблаговременно направить уведомление подрядчикам, обеспечивающим техническое обслуживание электролизеров, оптимизировать штат, разобраться с коллективным договором. Но для компании, которая в противном случае будет иметь отрицательную или нулевую маржу, это очевидно необходимая мера», - заключает Дерипаска.
Именно такие необходимые меры принял Дерипаска, когда стал управляющим директором Саяногорского алюминиевого завода в 1994 г. Он поднял завод, который положил начало РУСАЛу – вместе с командой управленцев Дерипаска осуществил реорганизацию всех бизнес-процессов предприятия, модернизируя оборудование и оптимизируя поставки сырья и продажу готовой продукции.
«Похожий процесс необходим в отрасли и сейчас, когда огромный объём мощностей по выпуску алюминия работает с убытком», - говорит Дерипаска. С июля 2008 года цена на алюминий упала почти на 40%. В сентябре 2012 года, по оценкам РУСАЛа, 25% мирового производства алюминия было убыточно. Сегодня эта цифра составляет 40%.
Алюминиевая отрасль циклична. И хотя кризис 2008 г. был беспрецедентным по своему характеру, производители «крылатого металла» несомненно столкнутся с ослаблением спроса и в будущем. Так может ли снова возникнуть ситуация, когда поток металла от производителей хлынет на склады?
«Нет, потому что в следующий раз процессы в нашей отрасли, как я надеюсь, будут скорректированы, - считает Дерипаска. – Производство на склад – расточительство; пусть это и особый инструмент регулирования ликвидности, но на самом деле это расточительство».
Сокращения
«Дальнейшие сокращения мощностей необходимы, но пока что они являются лишь благими намерениями – многие компании ждут, что другие производители первыми примут эти болезненные решения, - говорит Дерипаска. – Но это лишь означает, что на восстановление отрасли уйдёт больше времени». Сам РУСАЛ к концу 2013 года обязался сократить 375 000 тонн производства от объёма выпуска прошлого года.
«Часть наших производств, которые мы приостанавливаем, через три-четыре года могут быть модернизированы таким образом, что станут производителями продукции из алюминия, интегрированными в более широкую цепочку поставок на этапах переработки и сбыта конечному потребителю. Именно такие планы поддерживает правительство», - отмечает Дерипаска. При этом РУСАЛ полагает, что через десять лет спрос на первичный и вторичный алюминий в России, сегодня едва достигающий одного миллиона тонн, вырастет до 2,5 млн тонн.
Китай
Дерипаска является сторонником более тесного сотрудничества в области энергетики между российским Дальним Востоком, Восточной Сибирью и Азией.
По мнению генерального директора РУСАЛа, в ближайшие 20-30 лет российские поставки гидроэнергетических ресурсов в Китай выйдут на уровень, достаточный для решения проблемы «пиковой мощности», снижая нагрузку на окружающую среду, к чему правительство этой азиатской страны в последнее время начинает относиться весьма жестко. «В настоящее время во многих китайских провинциях невозможно дышать – настолько они загрязнены. Китай понимает, что скоро столкнётся с серьёзным препятствием своему росту в виде экологической проблемы. Я думаю, что вопросы экологии в Китае должны быть в центре внимания», - говорит Дерипаска.
Именно поэтому Китай пытается изменить географию производства своих энергоемких отраслей, таких как алюминиевая, сталелитейная и цементная, перенося их в новые регионы. Россия рассматривается в качестве важного потенциального партнера. РУСАЛ уже сделал шаги в этом направлении: в марте компания подписала договор с китайским государственным производителем алюминия Aluminium Corporation of China о сотрудничестве в области технологий, добычи бокситов и производства алюминия с использованием гидроэнергетических ресурсов. «Китайская алюминиевая индустрия сталкивается с многочисленными проблемами – это ограниченность гидроресурсов, нагрузка на окружающую среду, недостаточная развитость транспортной инфраструктуры, нерациональное распределение электроэнергии и т.д. – которые ей необходимо преодолеть, чтобы остаться на плаву», - говорит Дерипаска. У Китая также есть трудности с самообеспечением бокситами – основным сырьем для производства алюминия.
Двузначный рост закончился
Дни роста экономики КНР, измеряющегося двузначными числами, сочтены, считает Дерипаска. «Китайская экономика росла на 10% и более, когда ее размер составлял 2 триллиона долларов; теперь это экономика объёмом 8 триллионов долларов, но она по-прежнему растёт, - отмечает Дерипаска. – Основная проблема Китая в том, чтобы найти новые стимулы роста, которые обеспечат соответствующую прибыль на инвестиции, а затем обосновать целесообразность этих инвестиций с точки зрения экологических стандартов, стандартов экономической эффективности, доступа к инфраструктуре и прозрачности – вот тогда конкуренция начнет работать», - добавил он.
Андреа Хоттер