Судьба «Мистралей» решится в апреле. Франция отдаст корабли или деньги
Дата публикации: 17 марта 2015 года в 13:18.
Категория: Политика.
Вертолетоносец "Владивосток" типа "Мистраль"
Об этом во вторник, 17 марта, сообщил генеральный директора «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин. По его словам, Москва и Париж сейчас ведут активные переговоры по вопросу двух кораблей-вертолетоносцев типа «Мистраль».
«Временные рамки пока позволяют вести переговоры, находить компромиссные решения, если потребуется. Окончательного решения мы будем ждать к маю», — заявил Исайкин.
Гендиректора «Рособоронэкспорта» отметил, что Франции в любом случае придется вернуть за вертолетоносцы деньги. «Деньги, потраченные Россией на закупку этих кораблей, будут возвращены полностью, не сомневайтесь, даже с лихвой. Но это «с лихвой» может быть и не очень большой. Все это прописано в контракте», — уточнил Исайкин.
Напомним, в 2011 году «Рособоронэкспортом» и французская компания DCNS подписали контракт на строительство вертолетоносцев типа «Мистраль». По его условиям два корабля должны быть построены на верфях Франции и еще два по лицензии в России. При этом Франция с момента закладки первого корабля передает России всю документацию по технологии строительства вертолетоносцев.
При этом даже два первых корабля изготавливались во Франции лишь частично. Кормовые части вертолетоносцев были построены на Балтийском заводе (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации) в Санкт-Петербурге. Затем эти части были отбуксированы на верфи компании STX France в Сен-Назере где проводилась их стыковка с головными частями и окончательная достройка.
Вооружение на корабли должны устанавливать уже в России. В Санкт-Петербурге вертолетоносцы планируется оснастить всеми необходимыми боевыми системами, в том числе палубными ударными вертолетами Ка-52 «Аллигатор», по 16 штук на каждом из кораблей.
Передача ВМФ России первого вертолетоносца, который назвали «Владивосток» была намечена на осень 2014 года. Срок сдачи второго корабля «Севастополь», который сегодня выходит на ходовые испытания - на ноябрь 2015 года.
В июне 2014 года в Сен-Назер прибыли 400 моряков российского экипажа «Владивостока». Они осваивали свой новый корабль с помощью французских инструкторов. Российские моряки ходили на «Владивостоке» в море во время испытаний вертолетоносца.
Торжественная церемония передачи корабля российскому заказчику должна была состояться 14 ноября. Потом ее перенесли на 27 ноября. А затем президент Франции Франсуа Олланд заявил, решил приостановить передачу «Владивостока» из-за ситуации на Украине.
В декабре русский экипаж покинул «Владивосток» и отбыл на Родину. В Минобороны России тогда прокомментировали отказ Франции от передаче корабля «Владивосток» достаточно спокойно. «В случае отказа передать корабли французская сторона будет обязана вернуть деньги», - заявили в оборонном ведомстве России.
11 марта 2015 года премьер-министр Франции Мануэль Вальс заявил о том, что Париж принял суверенное решение удержать вертолетоносцы типа «Мистраль», заказанные Россией, и готов нести за это ответственность, несмотря на финансовые потери.
Удержание французской стороной двух заказанных Россией кораблей типа «Мистраль» в данный момент является одной из ключевых проблем во взаимоотношениях Москвы и Парижа.
Хотя французский премьер и заявил, что решение сорвать сделку по «Мистралям» - это «суверенное решение Парижа«, факты свидетельствуют об обратном.
Не отдавать корабли Францию грубо принудили «старшие союзники» этой страны. Власти США весь прошлый год неоднократно требовали от Франции решения не поставлять «Мистрали» России.
Так, в средине ноября 2014 года восемь конгрессменов из палаты представителей США направили письмо генеральному секретарю НАТО Йенсу Столтенбергу. В своем послании американские политики предложили ему выкупить или взять в аренду вертолетоносцы типа «Мистраль», предназначенные для России. В письме конгрессменов говорится: «Осознавая то финансовое бремя, которое может понести Франция, если она с полным на то правом откажется передавать эти корабли России, мы вновь призываем НАТО приобрести или арендовать их как объекты совместного использования на море».
Однако рассуждения американцев про выкуп или аренду вертолетоносцев – это сугубое словоблудие. Во-первых, построенные во Франции корабли не оснащены системами вооружений. И представляют собой по сути лишь огромные баржи 180-метровой длины. Чтобы превратить их в боевые единицы, потребуются очень серьезные финансовые и технические вложения, на которые в мире мало кто способен.
Во-вторых, для таких кораблей нужно строить специальные и тоже очень дорогостоящие пункты берегового базирования. (В России сейчас такой достраивается на Дальнем Востоке).
В третьих, «Мистрали» не могут быть переданы третьим странам, так как их кормовые части построены в России и ей принадлежат. Если французы окончательно откажутся от передачи кораблей, им придется отрезать от них кормовые части и вернуть их России.
В четвертых, в случае отказа от передачи вертолетоносцев, французской стороне придется вернуть заказчику уплаченные за их постройку 1,2 млрд евро, а также выплатить огромную неустойку. При этом технологии по изготовлению «Мистралей» Россия уже получила в полном объеме и отечественные судостроители неоднократно заявляли, что готовы строить такие корабли сами.
В пятых, разрыв контракта уже принес Франции огромные репутационные издержки. Эта страна является одним из крупнейших в мире торговцем оружием. Невыполнение обязательств по «Мистралям», наверняка заставит многих потенциальных заказчиков задуматься и сделать выбор в пользу более надежных поставщиков вооружений.
Французам совершенно не хотелось срывать сделку по «Мистралям». Но их принудили к тому кнутом и пряником. О кнуте сказано выше. А пряником стал заказ американцев на постройку круизного лайнера на верфи Сен-Назер. Причем стоимость этого заказа больше, чем объем сорванной сделки по вертолетоносцам.