Не верь рекламе, а то попадешь в долговую кабалу до конца жизни

Дата публикации: 19 октября 2017 года в 16:25.
Категория: Общество.

Волшебные слова: «Выручим деньгами – быстро». Или «Займы за 15 минут на любые цели» и даже «0 процентов без поручителей». Словно какой-то добрый волшебник готов легко вытащить пачки купюр и отдать вам просто так. Как говорила Сова из мультика про Винни Пуха: «Безвозмездно — то есть даром».

Именно такое впечатление и создают телевизионные рекламные ролики и яркие баннеры и плакаты про «нулевые проценты» и выдачу «займа без поручителей». А в конторах микрокредитования посетителей встречают доброжелательные сотрудники, располагающая атмосфера. Да и подготовка документов при оформлении ссуды занимает буквально несколько минут. И вот они уже в руках, долгожданные купюры. Жизнь прекрасна!

А потом… приходит час расплаты. В эйфории человек договор подмахнул, не глядя. По факту же оказалось что проценты не нулевые, а поистине драконовские.

– Поверили наружной рекламе, про нулевые проценты и поэтому подписали документы? Советую обратиться в антимонопольную службу. Уменьшить сумму, которую вы обязаны вернуть, мы, увы, не сможем. Зато потребуем убрать рекламу, которая ввела вас в заблуждение, поскольку это – нарушение закона, – комментирует руководитель Хакасского УФАС России Ксения Лебедева.

Речь идет о тех самых рекламных щитах, которых, что называется, бьют прямо в глаз огромными надписями «0 процентов без поручителей». А потом еще несколько строчек бисерным шрифтом, которые даже с близкого расстояния трудно прочитать. Но эти почти невидимые строчки всегда есть, поскольку ими ростовщики прикрывают себя от неприятностей.

– С одной стороны условия выдачи займа в подобной рекламе формально имеются. И там как раз прописано и проценты от 0,2 до 1,5 в день (!), и лютые штрафные санкции за просрочку платежей. Но в случаях, когда эти условия умышленно напечатаны мелким, нечитаемым шрифтом – особенно в сравнении с яркой, выгодной рекламой – это то же самое, как если бы их и вовсе не было. Сегодня это наиболее распространенное нарушение, – объясняет Ксения Лебедева.

По сути, существенные условия предоставления кредита (займа), напечатанные очень мелким шрифтом, присутствуют лишь формально, а главная и броская часть рекламы вводит людей заблуждение относительно всех важных особенностей предлагаемой услуги кредитования и основания ее получения.

Для примера возьмем всего два условия:

– заем предоставляется на срок до 10 дней со ставкой 1,5% в день от суммы займа;

– за просрочку оплаты займа, процентов взимается неустойка в 2% за каждый день просрочки;

Но кто бы согласился брать заём на таких живодерских условиях? Потому эти, фактически  главные факты, в рекламных плакатах уменьшаются до степени неразборчивого фона для броских обещаний, не имеющими под собой почвы.

– Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной – способом, затрудняющим ее восприятие, свидетельствует о недобросовестности такой рекламы, – разъясняет Ксения Лебедева.

Отдельная тема - рекламные щиты, установленные рядом с проезжей частью.

– Ограниченное время считывания информации, а также размер шрифта лишают проезжающих мимо водителей возможности получить полный текст рекламы, – продолжает руководитель Хакасского УФАС России. – Увидев за пару секунд фразу «Деньги – от 1 000 до 15 000 без залога и поручителей», прочие условия из движущейся машины вы разглядеть уже не успеете. Это тоже нарушение.

За такие «шалости» в рекламе юридические лица наказываются штрафом в 100 тысяч рублей, это предусмотрено статьей 14.3 КоАП РФ.

На личном приеме руководителя антимонопольной службы, пожилой мужчина рассказал свою грустную историю:

– Всегда искал работу с хорошей зарплату: надо было содержать семью. Все лучшее – жене и детям. Сына вырастили и выучили, он получил два высших образования. Но вот мое отношение к жизни, к сожалению, не стало для него примером. Сын вырос образованным тунеядцем. Он вполне может устроиться на работу, но не хочет. А зачем? Ему на родительском содержании удобнее. Стали ограничивать его в деньгах. Так он понабрал этих быстрых займов, за которые я теперь расплачиваюсь – пенсии на это не хватает и я вынужден продолжать работать… Не видать мне спокойной старости! Сделайте все, чтобы не было этих объявлений, ведь пока мы разобрались что к чему, четыреста тысяч (!) долга набежало! Да, мы, как говорится, попали. Но пусть хотя бы другие не попадут в такой же капкан.

В прошлом году Хакасским Управлением антимонопольной службы было рассмотрено семь дел по нарушению рекламного законодательства микрофинансовыми организациями.

За девять месяцев нынешнего года таких дел уже шесть.

Новости по теме

Оставить комментарий