Тёйский рудник в Хакасии возобновил работу, получив вторую жизнь
Дата публикации: 17 июля 2020 года в 13:44.
Категория: Экономика.
В пятницу, 17 июля 2020 года на железнодорожной станции «Вершина Тёи» прошла первая после многолетнего перерыва отгрузка железорудного концентрата, добытого на Тейском руднике. Предприятие смогло возобновить работу после вынесенного в январе решения Арбитражного суда Хакасии. Данное решение фактически спасло градообразующее производство от уничтожения и распила на металлолом. Теперь рудник возрождается.
И больше всего для этого сделал горный-инженер и производственник Александр Жуков, который сейчас представляет Хакасию в Совете Федерации.
А вот предвыборное обещание нынешнего хакасского губернатора-коммуниста Валентина Коновалова восстановить работу рудника осталось пустыми словами. Он и его правительство для Тейского предприятия вообще ничего не сделали. Спасение рудника произошло не благодаря им, а вопреки.
Напомним, ранее расположенный в Вершине Теи рудник входил в группу «Евраз». Но с 2016 года ООО «Тёйский рудник» находился в процедуре банкротства. Все это время Александр Жуков, который тогда возглавлял другое хакасское предприятие по добыче железной руды «Абазинский рудник», совместно с ОА «Евраз-ЗСМК» и администрацией Вершино-Тёйского поссовета боролись за имущественный комплекс, пытаясь возродить добычу и обогащение железной руды.
Несмотря на то, что исход дела долго был непредсказуем, последние 1,5 года специалисты Абазинского рудника совместно с коллегами из Кемеровской области разрабатывали комплекс мероприятий, включая технический и финансовые планы возобновления горнорудных работ в Вешине Тёи.
Сегодня рудник в Тёе носит новое юридическое название — Горнорудная компания «Алатау», где трудоустроены 120 человек. Еще столько же привлекли подрядчики для проведения специализированных работ на карьере. Для Абагурской фабрики группы «Евраз» уже отгружены первые 5 тысяч тонн продукции. Это редкий для России и практически беспрецедентный для Хакасии случай, когда предприятие, столько лет находящееся в процедуре банкротства, смогло возобновить работу по профилю.
В честь наступающего Дня металлурга и первой отгрузки концентрата в пятницу, 17 июля в поселок Вершина Тёи приехали все те, кто активно участвовал в проекте спасения предприятия с самого начала: сенатор Жуков, представители Красноярской железной дороги и Евраза.
Примечательно, что губернатор Валентин Коновалов на это торжество не приехал. Хотя речь идет о крайне значимом для региона событии — перезапуске градообразующего предприятия! Возможно, Коновалов почувствовал, что будет чужим на празднике людей дела.
Александр Жуков сегодня рассказал изданию «Новый фокус» о том, что идея реанимировать Тёйский рудник у него возникла давно — когда он возглавлял Абазинский рудник:
– Мы никогда не оставляли этот проект. Мы старались сохранить именно те объекты, которые будут нужны для производственного процесса. Мы не давали их распродать и отстаивали в судах. Секретарь Генерального совета «Единой России» Андрей Турчак изначально поверил в эти проекты и оказал всю необходимую поддержку. Сегодня я испытываю осторожную радость. Проект только начинается. Впереди очень много трудностей и много работы. Я, как горный инженер по образованию, был в свое время направлен сюда, чтобы решать эти проблемы. Хочу оговориться, что Виктор Михайлович Зимин (экс-губернатор Хакасии) договорился в 2016 году с руководством РЖД, чтобы те не разбирали железнодорожную ветку на Тёю. Если бы ее тогда разобрали, ничего бы этого не было. В общем, участников у проекта было много. Это и ЕВРАЗ, который начал оказывать и техническую, и технологическую, и организационную помощь, и РЖД, которая поверила в проект и произвела ремонтные работы в кратчайшие сроки, и другие организации, которые хотели, чтобы Тёя жила.
Александр Жуков особо подчеркнул, что команда рудника пока в самом начале пути. Большую помощь проекту продолжает оказывать Москва — государственные и партийные федеральные структуры, включая руководство партии «Единая Россия».
Возрождение добычи и обогащения руды технически и экономически сложный процесс, и многие вопросы находятся еще только в стадии решения. В настоящее время ведется отработка технологии погрузки и в целом взаимодействия производственных систем. Только после этого можно будет приступать к новому этапу возрождения знаменитого предприятия республики.