Губернатор Коновалов продает «Аэропорт Абакан»
Дата публикации: 5 августа 2020 года в 13:03.
Категория: Экономика.
Напомним, учредителем АО «Аэропорт Абакан» является правительство Хакасии в лице Минимущества. На сегодня 77% акции общества принадлежит республике. Председателем Совета директоров АО «Аэропорт Абакан» является заместитель главы Хакасии Юрий Курлаев.
Аэропорт Абакан имеет статус гражданского международного аэропорта класса Б2. Аэропорт допущен к эксплуатации типами воздушных судов: А319, А320, А321, B737-300 (400, 500, 800), В757-200, B-747-8F, MD-11F, ИЛ-86, ИЛ-76, ИЛ-62М, ИЛ-18, ТУ-214, ТУ-204, ТУ-154, ТУ-134, АН-28 АН-148, АН-124-100, АН-74, АН-72, АН-26, АН-24, АН-12, АН-2, Як-40, ATR-42-500, ВАе125-700, Bombardier CRJ -200 и его модификации, Cessna 208 Grand Caravan, Cessna 206,Л-410, БЕ-200, Bombardier Chellenger CL30, CL60, CL64, CL85, FALCON TX, F900,Bombardier global EXPRESS, Gulfstream IV, V, VI, Cesna C680,C560XL, King Air3501, Embraer E35, E55, ERJ145, 135, 140, 130, 170 Hawker Siddely HS-125, ASTR, GLEX, Pilatus PC-12, Learjet55, 35 и их модификации, а так же вертолеты всех типов.
Напомним, что в 2014 году в Аэропорту Абакан была завершена реконструкция взлетно-посадочной полосы (ВПП) и установка современного аэронавигационного оборудования. Стоимость работ по контракту составила – 1 млрд 588 млн 104 тыс 438 рублей. Средства выделил Федеральный центр.
Также в 2015-2018 годах была проведена реконструкция здания аэровокзала и привокзальной площади аэропорта — уже на собственные деньги республики.
Общие затраты Российского и регионального бюджетов в обновление и преобразование воздушной гавани в 2013-2018 годах составили порядка 2 млрд рублей.
Но это принесло результаты. Итоги финансово-хозяйственной деятельности авиапредприятия в 2018 году показали прибыльность воздушной гавани Хакасии. Выручка составила 283 837 000 рублей (рост +31 млн рублей), прибыль чуть более 13 млн рублей.
При уставном капитале в 23,3 млн рублей, стоимость предприятия по результатам 2018 года чуть-чуть не добрала до 45 миллионов рублей.
2019 год стал еще успешней для аэропорта: при выручке в 311 млн рублей, прибыль составила 20 млн. Стоимость компании выросла до 60 млн. Республиканский бюджет впервые за последние годы даже получил на свои акции «Аэропорта Абакан» дивиденды – 1 млн рублей.
ХОРОШО, НО МАЛО
При этом важно отметить, что аэропорт в 2019 году обслужил 209,8 тыс. человек — на рынке считается низким показателем. По объему пассажироперевозок «Аэропорт Абакан» существенно проигрывает крупным аэропортам соседних регионов — Красноярска, который за 2019 год обслужил 2,5 млн пассажиров, и Новосибирска (базовый для S7), обслужившему 6,8 млн человек.
Эксперты говорят, что инвестиции в аэропорт начинают окупаться при пассажиропотоке 1 млн человек в год.
Так что воздушная гавань Хакасии, несомненно, нуждалась в серьезном проекте дальнейшего развития. Тут были возможны разные варианты. Но губернатор Валентин Коновалов решил пойти самым простым и примитивным путем - продать акции прибыльного госпредприятия, единственного из принадлежащих правительству республики активов, который показывает положительную финансовую динамику.
Как сообщают местные телеграм-каналы, сумма, которую Коновалов рассчитывает получить за воздушную гавань республики составляет 600-700 млн рублей.
КТО ПОКУПАТЕЛЬ?
По предварительным данным, покупателем «Аэропорта Абакана» является Компания «Эра Групп». Осенью прошлого года эта компания уже приобрела 22,3% акций абаканского аэропорта. А издание «КоммерсантЪ» писало о планах «Эра Групп» увеличить выкупленную долю до 52,3%.
Об «Эра групп» известно, что она контролирует аэропорт Красноярска. Компанию на рынке связывают с предпринимателем Олегом Дерипаской. Однако в компании «Базэл Аэро» Олега Дерипаски, контролирующей три южных российских аэропорта: Сочи, Краснодара и Анапы, отвергли свою причастность к сделке по приобретению «Аэропорта Абакан».
В апреле этого года официально сообщалось, что «Эра Групп» намерена вложить в аэропорт Абакана 1,18 млрд руб. На эти средства планируется провести комплексную реконструкцию терминалов аэропорта.
В сообщении минфина Хакасии ранее говорилось, что «Эра Групп» за счет своих инвестиций на реконструкцию терминалов абаканского аэропорта рассчитывает увеличить пассажиропоток в 2,5 раза, до 500 тыс. человек в год.
Также компания планирует открыть прямые рейсы из Абакана в Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Владивосток и Хабаровск.
«Эра Групп» также рассчитывает на увеличение числа стыковочных рейсов через Абакан и привлечение к полетам в аэропорт лоукостера «Победа».
ПЛЮСЫ, МИНУСЫ, ПОДВОДНЫЕ КАМНИ
Издание «Новый фокус» опубликовало комментарии экспертов и политиков из числа известных в Хакасии людей о предполагаемой продаже «Аэропорта Абакан».
— Учитывая текущую финансовую ситуацию в республике, привлечение серьезного инвестора в регион можно только приветствовать. Но необходимо понимать, важность того, что контрольный пакет акций стратегического и перспективного актива, которым является аэропорт, должен оставаться у Хакасии. В противном случае, республика рискует его потерять, — считает бывший первый заместитель главы Хакасии Андрей Асочаков.
— Аэропорт «Абакан», его развитие всегда находились на особом контроле властей Хакасии. Была проведена большая работа, связанная с передачей акций аэропорта из федеральной собственности в собственность республики. Региональный бюджет вкладывал очень серьезные средства в развитие предприятия, благодаря чему аэропорт смог выжить в очень непростых экономических условиях. Информация о продаже акций, меня если честно обескуражила. Без возможности влиять на работу, без преувеличения, визитной карточки региона, нельзя говорить о развитии туризма, экономической привлекательности республики, — отмечает Олег Нам, в 2010-2014 гг. занимавший должность председателя Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом, а затем министра имущественных и земельных отношений Республики Хакасия.
Руководитель Хакасского УФАС России Ксения Лебедева видит в сделке по продаже аэропорта, признаки нарушений антимонопольного законодательства:
— Слухи о продаже начали муссироваться весной 2020 года. 17 апреля 2020 года в СМИ и социальных сетях была распространена информация о намерении отчуждения Правительством республики акций АО «Аэропорт Абакан» в нарушение требований Закона о защите конкуренции. Содержание публикаций свидетельствует о признаках возможного антиконкурентного соглашения между органом власти и хозяйствующим субъектом. Мы предостерегли Правительство от нарушения антимонопольного законодательства. Если такие действия будут осуществлены, ФАС возбудит дело о нарушении Закона о защите конкуренции, — резюмировала Ксения Лебедева.
Что до губернатора Валентина Коновалова, то в марте этого года, комментируя публикации о продаже аэропорта, он заявил в одном из своих прямых эфиров, что это только слухи и речь о продаже акций не идет, правительство Хакасии ищет инвестора.
— Мы рассматриваем предложения инвесторов. Мы понимаем, что продажа даже одной акции — это Верховный Совет, это публичное обсуждение. Мы сейчас ведем речь не о продаже акций, а о развитии аэропорта. Эту степень развития будем определять мы. Если мы поймем, что нужна будет сумма 100 млн рублей, мы в состоянии ее найти. Если речь о миллиардах, то здесь республика самостоятельно справиться не сможет. Пока не будет утверждена стратегия развития, которую мы вынесем на всеобщее обсуждение, только после этого будет идти речь — нужно продавать, не нужно продавать, — пообещал Коновалов в марте.
Сейчас, спустя пять месяцев тема продажи акций аэропорта снова стала очень актуальной. Вот только за это время никаких обещанных Коноваловым «публичных обсуждений» в Хакасии не было. Более того, весьма подозрительно выглядит то, что переговоры по продаже аэропорта начались в период депутатских каникул. Тое сть у Коновалова появился формальный повод потом заявить в Верховном Совете Хакасии: Ребята извините! Вы все на каникулах были, а решение требовалось принимать ну очень срочно!
— Продажа аэропорта, если она состоится, это еще одно провальное решение действующего правительства Хакасии. Аэропорт имеет важнейшее стратегическое значение для республики. В свое время, в развитие предприятия вкладывались большие финансовые и человеческие ресурсы. Получение сиюминутной выгоды, лишь на время отсрочит проблемы, которые стоят перед регионом, — уверен Валерий Шавыркин.