Автомобиль – не роскошь!

Дата публикации: 1 марта 2012 года в 16:02.
Категория: Экономика.

Если посмотреть на всю картину целиком, то ситуацию в автопроме в 2011 году можно охарактеризовать известным русским выражением «то густо, то пусто»: пока в одних регионах продажи уверенно росли, в других наблюдалась стагнация, а то и спад. 

По данным агентства HS Automotive, в числе лидеров продаж оказались рынки в Восточной Европе (в первую очередь, Россия) и Южной Америке. С другой стороны, азиатские рынки сильно подкосило землетрясение в Японии в марте 2011 года. Наводнение в Таиланде, случившееся в середине лета, тоже сильно ударило по японским (а заодно и корейским) автопромышленникам, которые разместили в этой стране свое производство и закупают там сырье и запчасти. Взять хотя бы Toyota: крупнейший в мире автоконцерн, имеющий 52 завода по всему миру, за год выпустил машин на 5,6% меньше, чем в 2010 году. В самой же Японии в 2011-м выпуск и продажи машин упали, по разным оценкам, на 15-20%. 

Но бизнес есть бизнес, и по его законам проблемами азиатских компаний не преминули воспользоваться конкуренты. Американская корпорация General Motors, которая всего 2,5 года назад чудом спаслась от банкротства, в 2011 году поднакопила силы и совершила стремительный рывок вперед. Ее усилия не пропали даром: по итогам года GM потеснила с пьедестала своего извечного конкурента Toyota и вышла в мировые лидеры. 

Обошел азиатов и немецкий Volkswagen. Кстати, в этом году производители «народного автомобиля» собираются догнать и перегнать Америку и отобрать у General Motors «пальму первенства», с таким трудом завоеванную автоконцерном в 2011 году. Пока неизвестно, суждено ли этим амбициозным мечтам сбыться, но эксперты отмечают, что немцы вряд ли учли тот факт, что беды в Азии уже закончились и та же Toyota в этом году планирует продать до 8,5 млн машин. В любом случае уже сейчас очевидно: в 2012 году жесткая конкурентная борьба крупнейших автопроизводителей продолжится, и еще неизвестно, кто выйдет из нее победителем. 

А где же тогда кризис? В каких странах мира продажи не радуют автомобильные концерны? Ответ – в Европе. Даже Volkswagen, несмотря на оптимизм, признает, что добиться поставленных задач будет нелегко. Руководитель отдела продаж корпорации Кристиан Клинглер еще в декабре заявил, что компания «готовится к очень сложному 2012 году». Что уж говорить про остальные европейские компании, которые еще в прошлом году пережили массу неприятных моментов. Например, в 2011 году приказал долго жить Saab, чистая прибыль Renault упала почти на 40%, Fiat пережил 10%-ный обвал... По данным Европейской ассоциации автопроизводителей, продажи новых легковушек в Евросоюзе в 2011 году снизились на 1,7%. Хуже всего машины продавались в Италии (–10,9%) и Испании (–17,7%). Дальше – больше: по оценкам международного рейтингового агентства Moody's, в 2012 году спрос на автомобили в Европе упадет на 6,2%. Таким образом понятно: автопроизводители, для которых ключевым рынком сбыта является именно Европа, в наступившем году будут чувствовать себя куда как некомфортно. 

В 2011 году Россия в очередной раз подтвердила, что у нас есть свой «уникальный путь развития». Во всяком случае, динамика продаж автомобилей у нас была прямо противоположной той, которая наблюдалась в Европе. В прошлом году на территории РФ было продано на 39% больше, чем в 2010-м. За 12 месяцев россияне купили свыше 2,5 млн авто, и по этому показателю мы стали вторыми в Европе (после Германии). Уникальность ситуации еще и в том, что львиная доля проданных машин – 1,7 млн штук – пришлась на отечественные марки. Можно сказать, впервые в истории отечественные производители превзошли как азиатских, так и европейских конкурентов. И, судя по всему, русский автомобильный бум только начался! По последним данным, за первый месяц 2012 года в нашей стране продажи новых легковушек выросли на 20% (26 149 штук) относительно января прошлого года, который считался довольно удачным. По статистике, уже сейчас у каждого четвертого россиянина есть машина: на 1 тыс. человек приходится 249 авто. Минэкономразвития обещает, что в этом году в стране будет продано 2,6-2,8 млн автомобилей. А директор департамента МЭР Дмитрий Левченков смотрит еще дальше: «Объем продаж легковых автомобилей в России к 2018 году может вырасти до 3,5 млн штук». 

РУСАЛ намерен воспользоваться этой ситуацией: уже сейчас Компания наращивает объемы производства сплавов, которые востребованы, прежде всего, в автомобильной промышленности. Полным ходом идет и модернизация заводов, с тем, чтобы переориентировать их на выпуск сплавов под нужды конкретных заказчиков. Например, Волховский алюминиевый завод после модернизации, которая завершилась еще осенью прошлого года, начал производить сплавы для автомобильного кластера Северо-Западного региона России, включающий в себя заводы Ford, Toyota, Nissan и другие. Также ВАЗ подписал договор с CMS – одним из крупнейших поставщиков автокомпонентов в Центральной Европе.

 

Новости по теме