Завершено расследования крушения теплохода «Полесье-8» на котором погибли шесть человек

Дата публикации: 5 декабря 2013 года в 11:05.
Категория: Криминал.

Западно-Сибирская транспортная прокуратура завершила проверку по факту крушения в Омской области теплохода «Полесье-8», в результате которого погибли 6 пассажиров.

Напомним, катастрофа произошла на реке Иртыш 17 августа нынешнего года. В этот день прогулочный теплоход «Полесье-8» в 13.00 отошел от причала в Омске и отправился в свой традиционный экскурсионные рейс по Иртышу в Ачаирский монастырь, который находится в 50 километрах от областного цетра. На борту теплохода находились 52 пассажира и четыре члена экипажа.

Примерно через час после отправления вблизи поселка Новая Старица судно столкнулось с шедшей навстречу грузовой баржей «Б-908», перевозившей песок. От удара теплоход получил серьезную пробоину, раскололся на две части, но остался на воде.

В результате столкновения шесть человек погибли, еще 43, в том числе восемь детей, получили телесные повреждения.

Как выяснилось, управлявший судном капитан «Полесья-8» Юрий Ратько был пьян. В ходе следствия он полностью признал свою вину в столкновении с баржей и рассказал, что перед отправлением в роковой рейс выпил 300 граммов водки, а предрейсовый осмотр не проходил.

Члены экипажа «Полесья-8», курсанты Омского института водного транспорта во время допросов подтвердили, что капитан теплохода выпивал и в день крушения, и прежде. «Ратько с утра пришел на работу пьяный, мы это видели. Этот бардак был не первый раз. Он регулярно управлял теплоходом в таком состоянии», - рассказали курсанты.

На сегодня Западно-Сибирская транспортная прокуратура завершила проверку по факту столкновения пассажирского теплохода на подводных крыльях «Полесье-8» (судовладелец ОАО «Омский речной порт») с несамоходной баржей «Б-908».

В ходе проверки выявлены многочисленные нарушения законодательства в деятельности ОАО «Омский речной порт», а также контролирующих органов.

Как сообщила старший помощник Западно-Сибирского транспортного прокурора Оксана Горбунова,  установлено, что в компании «Омский речной порт» предрейсовые и послерейсовые осмотры судоводителей проводились формально, без использования алкотестеров либо иных специальных медицинских приборов.

Так, в день столкновения «Полесья-8» с баржей, предрейсовый осмотр капитана теплохода Юрия Ратько не проводился, а в журнал были внесены фиктивные сведения о его медосмотре и допуске к рейсу. После крушения по результатам проведенного судебно-химического исследования, в его крови был обнаружен этиловый спирт в концентрации 1,03 промилле.

Кроме того, при получении лицензии на осуществление перевозок пассажиров внутренним водным транспортом представители «Омского речного порта» представили в лицензирующий орган фиктивный приказ о наличии на предприятии лица, ответственного за безопасную эксплуатацию судов. В действительности, вопреки требованиям водного законодательства, в «Омском речном порту» такого сотрудника не было, что создавало предпосылки для наступления транспортных происшествий.

По инициативе транспортного прокурора ОАО «Омский речной порт» и его руководитель были привлечены к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией), им назначены штрафы в размере 100 тыс рублей и 20 тысяч рублей соответственно.

По иску транспортной прокуратуры Куйбышевский районный суда Омска аннулировал лицензию «Омского речного порта» на перевозку пассажиров.

В деятельности ОАО «Омский речной порт» также выявлены нарушения закона, выразившиеся в отсутствии контроля за состоянием гидротехнических сооружений, а также эксплуатации 12 понтонов для высадки и посадки пассажиров без действующих документов Российского речного регистра, подтверждающих их годность к использованию.

В настоящее время транспортной прокуратурой в суд направлено исковое заявление о запрете эксплуатации понтонов и обязании ОАО «Омский речной порт» обеспечить проведение периодического техобслуживания используемого причального сооружения.

Проверка показала, что Обь-Иртышским управлением Госморречнадзора допускались многочисленные и системные нарушения закона при проведении предлицензионного контроля теплохода «Полесье-8» и судов других судовладельцев.

В результате оценки деятельности ФБУ «Обь-Иртышводпуть» установлено, что в нарушение закона диспетчерское регулирование судов, в т.ч. на участке реки, где произошло крушение, не осуществлялось. Также не было принято мер к организации технологической связи диспетчеров с судами. А предусмотренная в структуре ФБУ «Обь-Иртышводпуть» служба лоцманской проводки фактически не была создана.

В суд направлено исковое заявление о признании бездействия ФБУ «Обь-Иртышводпуть» незаконным, понуждении ввести обязательное диспетчерское регулирование движения судов на внутренних водных путях Омской области и организовать технологическую связь в Обь-Иртышском бассейне.

В деятельности Обь-Иртышского филиала ФАУ «Российский Речной Регистр» выявлены факты фиктивного освидетельствования судов без их реального осмотра. Так, в июле 2013 года одним из экспертов филиала был составлен поддельный акт, фиксировавший неисправность главного двигателя теплохода «Полесье-8», который еще в мае-июне был заменен на новый. Кроме того, установлены случаи допуска к эксплуатации судов, неукомплектованных в соответствии с требованиями закона средствами радиосвязи, пожарным снабжением.

Так, несмотря на то, что судовладельцем не было обеспечено наличие на теплоходе «Полесье-8» соответствующего радиооборудования, предусмотренного требованиями Правил Российского Речного Регистра для обеспечения непрерывной связи на маршруте Омск-Ачаир, экспертом Обь-Иртышского филиала судно признавалось годным к плаванию, чем создана непосредственная угроза безопасности судоходства

По фактам выявленных нарушений Западно-Сибирской транспортной прокуратурой внесены предписания руководителям Обь-Иртышкого управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, ФБУ «Обь-Иртышводпуть» и Обь-Иртышского филиала ФАУ «Российский Речной регистр» об устранении нарушений законодательства о безопасности плавания на внутреннем водном транспорте. Также подготовлен проект представления об устранении нарушений действующего законодательству Министру транспорта России.

Новости по теме