Апокалипсис сегодня: здания с навесными фасадами – это зажигательные бомбы
Дата публикации: 22 сентября 2014 года в 11:48.
Категория: Политика.
Напомним, 21 сентября в Советском районе Красноярске произошел пожар в 25-этажном жилом доме №40 на ул. Шахтеров. Высотка запылала от первого этажа до последнего. Горящие куски навесного фасада рушились вниз, поджигая припаркованные во дворе машины.
Горел дом в жилом комплексе «Новая высота» строительной компании «Сибагропромстрой».
По свидетельствам очевидцев, пламя быстро распространилось по навесному вентилируемому фасаду и охватило все этажи - от первого до последнего. Во многих частях города был виден черный дым от пожара.
Свидетельница по имени Татьяна рассказала, что огонь сначала появился «примерно на четвертом-шестом этаже. Был хлопок, потом пламя быстро распространилось по вентилируемому фасаду и начало полыхать все сверху донизу.
Пожару был присвоен четвертый ранг сложности из пяти возможных. После того, как огнеборцы начали проливку этажей здания, возник новый очаг: пламя возникло на 18-м этаже и быстро охватило верхушку высотки. Как рассказал официальный представитель ГУ МЧС России по Красноярскому краю Александр Якимов, огонь перекинулся с восточной на южную сторону здания, где загорелись этажи с 6-го по 12-й.
По данным МЧС общая площадь возгорания составила 1500 кв.м. Для борьбы с огнем спасатели и пожарные задействовали 19 автоцистерн, три автолестницы и вертолет МИ-8, который трижды сбрасывал воду на дом.
Если в старых домах обычно выгорает одна квартира, а как максимум, огонь может захватить лишь соседние с ней, то здания с навесными вентилируемыми фасадами начинают полыхать целиком и сразу.
ЗАПЛАНИРОВАННАЯ КАТАСТРОФА
По мнению инженеров, нашей стране грозит череда катастрофических происшествий в зданиях с навесными фасадами. Причина – в конструктивных пороках таких строений. Об этом рассказали эксперты в статье, опубликованной специализированным общестроительным порталом «Газетастрой.ру».
Шокирующие возгорания высоток с НВФ (навесными вентилируемыми фасадами) – не далекое будущее, а уже постоянно повторяющаяся и практически ежегодная хроника. Давайте вспомним только самые нашумевшие происшествия последних лет:
- Пожар 24-этажного здания «Атлантис-2» во Владивостоке.
- Возгорание на 17-м этаже 31-этажного небоскреба на ул. Бабушкина в Москве, когда огонь быстро распространился по всей облицовке, причем, как бумага горели именно алюминиевые композитные панели.
- Пожар бизнес-центра «Дукат-Плейс III» в той же Москве. Здесь на фасаде 15-этажного дома, сплошь состоящего из стекла и алюминия, появилась вертикальная полоса из язычков пламени, которая очень быстро превратилась в сплошную огненную полосу вплоть до самой крыши, – вспоминают очевидцы..
- При пожаре в 155-метровом небоскребе «Транспорт-Таэур» в Астане (Казахстан), пылающие куски отделочных материалов из обшивки здания отлетали во все стороны, создавая угрозу возгорания всего микрорайона.
- В 2011 году при пожаре в ТРЦ «Европа» (Уфа) пострадало 15 челове, восемь из них было госпитализировано, двое – 35-летний рабочий и 17-летняя школьница – погибли.
- Наконец, у всех в памяти картина поистине апокалипсического пожара самого высокого здания не только города Грозного, но всего Северного Кавказа, – 145-метровой башни «Олимп» (ныне «Феникс»). И в этом случае горели именно внешняя вентиляционная обшивка и теплоизоляционный материал.
- В Красноярске пожар в высотке на ул. Шахтеров тоже не был первым – в конце 2013 года горел навесной фасад общежития СФУ.
ПОЧЕМУ ГОРИМ?
Приведенный выше список, а это только наиболее нашумевшие пожары, сам по себе опровергает тезис о негорючести вентилируемых навесных фасадов. Наиболее уязвимым элементом этой системы являются гидро- и ветрозащитные мембраны на полимерной основе.
– При воздействии на них открытым огнем происходит возгорание, причем при возникновении пожара они могут способствовать его развитию, – отмечает заведующий лабораторией НИИСФ, доктор технических наук, профессор В.Г. Гагарин.
А теперь представьте себе классическую ситуацию – человек, вышедший на балкон покурить, по привычке гасит сигарету, заталкивая тлеющий окурок в вентиляционный зазор. Внутри него огонь, как показывает практика, распространяется со скоростью водопада.
– А если пожар возникает хотя бы в одной в одной из квартир здания с навесным вентилируемым фасадом, то над ней неизбежно вспыхивает и выгорает остальной фасад, – уверены специалисты из питерского «Инженерно-строительного журнала».
Резюмируя: опасность возгорания ветрозащитной пленки или других элементов строительных конструкций из которых состоит НВФ - исключить практически невозможно.
К подобным огнеопасным элементам, помимо мембран, относятся и часто используемые в навесных фасадах АКП (алюминиевые композитные панели) с полиэтиленовой сердцевиной.
– Возгорание АКП происходит уже при температуре ~120°С, с дальнейшим полным сгоранием и выделением токсичных дымовых газов, – считает кандидат технических наук, доцент ННГАСУ А.Н. Машенков. – Применение подобных АКП опасно при любом виде возгорания, как от внешнего источника, воздействующего с внешней стороны фасада, так и от внутреннего, распространяющегося через окна здания.
– Зачастую в материалах российских фасадных систем присутствует и «бромированный замедлитель возгорания», – добавляет он. – Этот антипирен запрещен во всех странах Европы, так как при возгорании выделяет дымовые газы высокой токсичности.
К слову, алюминиевые сплавы в целом отличаются низкой температурой плавления, что заставляет серьезно усомниться в целесообразности их применения в системах НВФ.
– Алюминиевые конструкции теряют конструкционную прочность («текут») уже примерно при 250-300°C, – отмечается в статье на сайте ГК «Металл-Профиль». – То есть даже небольшой локальный пожар может привести к обрушению вентфасада, имеющего в своей основе подконструкцию из алюминиевых сплавов. При усилении пламени они плавятся, и жидкий металл начнет капать, поджигая все, что находится ниже. Особенно опасно это в случае использования горючих композитных облицовок, столь любимых некоторыми российскими застройщиками.
Все это усугубляется практикой «замены в целях экономии» оригинальных частей НВФ суррогатными.
– Бывает, что в качестве утеплителя пытаются применить даже пенополистирол, – свидетельствует руководитель ООО «Сканди Лтд» С. Олей. – Приходилось видеть объекты и с виниловым сайдингом, и облицовочным слоем из профнастила.
Все вышеперечисленное в полной мере относится и к Красноярску.
– Недавний случай: при проектировании офисного здания на полистиролбетон запроектировали навесной фасад, – рассказывает заведующий лабораторией комплексного обследования Красноярского ПромстройНИИпроекта Алексей Колмаков. – Но, во-первых, это все же горючий материал. Во-вторых, надежно закрепить к нему конструкции навесного фасада практически невозможно, что заведомо обрекает здание на необходимость очень скорого и серьезного ремонта. По сравнению с этим фактом применение не самой качественной ветрозащитной пленки, причем с нарушением установленных требований – отсутствии противопожарных рассечек и т.д., – уже обыденность.
РАЗРУШЕНИЯ
Несмотря на потрясающую пожароопасность высоток с НВФ (желающим рекомендуем пересмотреть кадры пылающего грозненского небоскреба), обрушения фасадов – гораздо опаснее и разрушительнее. Представьте ползущую с двадцатиэтажки и погребающую под собой все – газоны, припаркованные на тротуарах машины, людей – стену из керамогранита или иного подобного материала. И если не предпринять необходимых мер, то такие катастрофы станут реальностью уже в ближайшие годы.
– Когда с подпорными стенками «гром грянул» и погибли люди, в этом деле начали наводить порядок, – напоминает Алексей Колмаков. – Однако с фасадами ситуация еще более плачевная.
Причинами этого, по оценкам специалистов, помимо естественного износа являются ошибки (или недоработки) как при монтаже, так в процессе проектирования НВФ. Так, к примеру, необходимо правильно учесть ветровые нагрузки и перепады температур. Если ветер сорвет одну из облицовочных плит, то под действием ветровой нагрузки начнут отрываться и другие. А недостаточно учтенные суточные и сезонные температурные перепады приведут к неправильно спроектированному и смонтированному расстоянию между облицовочным материалом и как следствие перекосу и обрушению конструкции. Очень важен фактор соответствия качества поверхности стен-оснований требуемому уровню.
– Порой волосы дыбом встают от того, что предлагается. Допускаются очень серьезные ошибки, в том числе опытными проектировщиками, недостаточно знакомыми с особенностями этой сравнительно новой для нас технологии, – рассказывает Алексей Колмаков.
– Использование различных типов материалов в рамках одной конструкции также чревато контактной коррозией, что, в конечном итоге, приведет к появлению повреждений, – добавляет генеральный директор компании «U-kon инжиниринг» М. Мотяев. – Неоднородность химических и прочностных параметров может привести к разрушению фасада, поэтому нужно проводить тесты на совместимость.
При этом многие производители навесных фасадов смело объявляют срок службы своей продукции до полувека и более. Но, во-первых, следует учитывать все вышеперечисленные факторы воздействия в виде ветра и температурных перепадов. Во-вторых, нет реального опыта настолько долгой работы НВФ в наших суровых сибирских условиях.
– В-третьих, когда читаешь техническую документацию, то видишь, что 50-летний срок эксплуатации гарантируется, к примеру, только при условии применения систем из нержавеющей стали, – отмечает Алексей Колмаков. – Но ее-то как раз из-за стремления к экономии и не ставят. Она стоит очень дорого. А без использования нержавеющей стали срок службы фасада сокращается многократно. Тем более что пытаются сэкономить на других материалах и комплектующих.
- Сегодня существует множество контрафактных цехов, которые производят «комплектующие» для навесных фасадов и «ломают» рынок низкими ценами. Увы, и качество их изделий соответствующее. Строительная же организация обязана нести ответственность за навесной фасад лишь в течение пяти лет. И если конструкция «посыпалась» после этого срока, то предъявить претензии уже будет некому – производители контрафакта, сделав свое грязное дело, быстро исчезают - рассказал главный инженер СК «Веста» Антон Лукьянов.
В результате люди покупают квартиры в новых домах с навесными фасадами, не понимая, что уже лет через 10-15 лет им придется за свои деньги менять либо модернизировать эту систему.
– Навесные фасады – это следующий этап за обрушением подпорных стенок, – считает Алексей Колмаков. – Если не провести детальные обследования, в ближайшие годы они вполне могут начать спонтанно обваливаться.
В Красноярске уже есть дома, на которых висят таблички: «Находиться рядом со зданием небезопасно, возможно обрушение плиток». Однако, как уже говорилось, выпадение из фасада даже одного фрагмента с большой долей вероятности вызовет «эффект домино», что и произошло, к примеру, в этом году на здании по ул. Мичурина, 2д, в Ленинском районе Красноярска. Приложение ветровых нагрузок непредсказуемо изменяется, вибрация конструкции возрастает за счет попадания внешних воздушных потоков в подфасадный зазор с понятными и печальными последствиями.
Навесные фасады в Красноярске в массовом порядке стали ставить с начала 2000-х годов. Причем в первых сериях фасадов технологии только оттачивались, не было не только опыта, но и нормативной базы. Они строились во многом по наитию. А стройнадзор при приемке зданий в эксплуатацию не знал, чем руководствоваться, – нормативных актов не было.
– Скоро, я думаю, вполне может начаться первая волна массового выхода из строя этих фасадов, такая же массовая, каким было их внедрение, – прогнозирует Алексей Колмаков. – Уже сегодня в Красноярске много зданий с плохо закрепленными облицовочными плитами, которые чудом держатся в креплениях. Их обрушение возможно в любой момент. Падение такой плитки, вес которой порядка 8 кг, запросто может унести чью-то жизнь. К тому же строителями массово игнорируются требования об обязательном устройстве козырьков на выходе из зданий и над проходами вдоль домов, обустроенных навесными фасадами.
Praemonitus praemunitus «предупрежден – значит вооружен», – считали римляне. Услышат ли мнение экспертов наши власти, а также граждане, приобретающие квартиры в домах с НВФ, покажет время.