В Новосибирск доставили женщину, которая 17 лет была в розыске за похищения, разбой и изнасилования
Дата публикации: 3 августа 2015 года в 13:28.
Категория: Криминал.
На прошлой неделе, 29 июля конвой Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) доставил в следственный изолятор №1 Новосибирска 43-летнюю Сюзанну Губашеву, которая 17 лет числилась в федеральном розыске и 15 лет — в международном.
Как сообщили в Управлении МВД по Новосибирской области, по версии следствия в «лихих 90-х» выпускница Новосибирского Госуниверситета оказалась в банде, которая занималась похищениями, вымогательством, разбоем и изнасилованиями.
Губашеву подозревают в групповом похищении, вымогательстве и сексуальном насилии (!), совершенном над двумя мужчинами еще в 1997 году.
«Губашева и соучастники преступлений совершили насильственные действия сексуального характера в отношении двух мужчин, фиксируя свои действия на фото- и видеокамеры», — сообщили в Генпрокуратуре России. Насилие происходило в квартире в Советском районе Новосибирска, у потерпевших вымогали крупную сумму — 21 тысячу долларов. Жертвам угрожали убийством, обещали, что в случае невыплаты видеоматериалы со сценами изнасилования попадут в широкий доступ.
Под конец налетчики связали мужчин, забрали у них документы, похитили 3 тыс. рублей, 200 долларов, мобильный телефон и шапку из соболя.
Адвокат с многолетним опытом Павел Яровой вспоминает, что в конце 90-х годов был вал подобных преступлений, людей похищали и насиловали, забирали деньги и ценности. «Это были распространенные преступления — похищения, вымогательство. Организованные преступные группы так действовали постоянно. Потому что была слабая государственная власть, абсолютно беззубая и коррумпированная милиция. Плюс нищета людей. Молодые люди приходили, а как им получить много денег и сразу? У кого-то украсть, получить выкуп. Девочки хотели стать проститутками, мальчики рэкетирами. Сексуальное насилие тоже было, достаточно распространенным в те годы, намного чаще, в разы, чем сейчас», — рассказал адвокат Яровой.
После совершения своих преступлений Сюзанна Губашева скрылась и в 1998 году ее объявили в федеральный розыск. По данным Генпрокуратуры, уже в мае 2001 года женщина оказалась в Швеции, где выдавала себя за гражданку Греции. Через пять лет она получила шведское гражданство, разумеется, под другим именем. Долгие 11 лет ей удалось прожить тихо, без внимания со стороны правоохранительных органов. Но в 2012 году Сюзанна все-таки попала в поле зрения полицейских — ее идентифицировали по распространенному Интерполом фото.
«Шведские полицейские представили коллегам из Интерпола фотографию, по которой женщина была опознана как Губашева. Но женщина уже исчезла из Швеции. В дальнейшем шведское национальное бюро Интерпола получило информацию о ее нахождении в Италии. 8 июня 2013 года Губашева была задержана итальянскими полицейскими и помещена под домашний арест. Но россиянка сбежала из-под ареста, выпрыгнув в окно», - сообщили в управлении МВД по Новосибирской области.
После побега Сюзанне еще целый год удалось провести на свободе. Она оформила документы на новое имя в Швеции, ее задерживали, но отпускали на территории Латвии (поскольку в этой стране преступления 1997 года считаются с истекшим сроком давности).
Только 1 сентября 2014 года Губашеву арестовали испанские полицейские. Запрос об экстрадиции был переоформлен к властям Испании, и в начале июля 2015 года женщину повезли на родину. Как сообщили в Генпрокуратуре, в Новосибирске Губашевой предъявят обвинения по тяжким преступлениям.
Следователи намерены инкриминировать Сюзанне Губашевой обвинения по целому списку статей УК РФ:
п. «а», «в», «г», «ж», «з» ч. 2 ст. 126 (похищение человека, совершенное группой лиц по предварительному сговору, с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, с применением предметов, используемых в качестве оружия, в отношении двух лиц, из корыстных побуждений);
ч. 2 ст. 162 (разбой, совершенный с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, с угрозой применения такого насилия, группой лиц по предварительному сговору, с применением предметов, используемых в качестве оружия);
п. «б», «в» ч. 2 ст. 132 (насильственные действия сексуального характера, с применением насилия и с угрозой его применения к потерпевшему, совершенные группой лиц по предварительному сговору, соединенные с угрозой убийством);
п. «а», «в» ч. 2 ст. 163 (вымогательство, совершенное группой лиц по предварительному сговору, с применением насилия).
Отметим, что в совершении преступлений в виде разбоя, убийства и сексуального насилия обвиняется выпускница университета, получившая диплом социолога.
Сюзанна Губашева окончила Новосибирский Госуниверситет в 1994 году, списки выпускников отделения социологии экономического факультета до сих пор доступны на университетском сайте. А однокурсники вспоминают Сюзанну, как тихую и спокойную студентку.
«Мы с Сюзанной не дружили, просто учились в одной группе, у нас были обычные отношения. Ничего особенного за ней я не видели, все было нормально, никаких проблем. У нас в группе все учились нормально, никакой двоечницей она не была. Диплом обычный, не красный», — рассказала Анна Главацкая, проживающая сейчас в Павлодаре (Казахстан).
Что до самой «неоднозначной» из предъявленных Сюзанне статей обвинения - «сексуальном насилии», то эксперты по уголовному праву поясняют, что женщина не может быть исполнителем «классического» изнасилования по ст. 131.
«Женщина исполнителем быть не может, статья сформулирована таким образом, что субъект преступления — это мужчина, а потенциальная жертва — это женщина. Изнасилование — это традиционный половой акт. В то же время женщина может быть пособником, организатором либо подстрекателем», — объясняет специалист по уголовному праву, адвокат Николай Потапов. Все то, что может сделать женщина, в том числе и с использованием каких-либо предметов, подпадает под ст. 132 (насильственные действия сексуального характера).
Несмотря на то, что с момента совершенных Губашевой преступлений прошло уже 17 лет, срок давности по ним далеко не завершен, поскольку весь период поисков Губашевой, начиная с 1998 года, не учитывается. «Срок давности начислялся лишь один год, остальное время она была в розыске, поэтому предусмотренный для тяжких преступлений срок давности в 10 лет в данном случае не истек», — объяснил адвокат Потапов.
Источник: Дмитрий Косенко, НГС