Авиакатастрофы не зависят от возраста самолетов

Дата публикации: 8 ноября 2015 года в 11:16.
Категория: Происшествия.

Самая страшная в истории отечественной авиации по числу жертв авиакатстрофа на Синае повлекла за собой волну комментариев о причинах крушений самолетов. Одной из причин многие считают слишком большой возраст авиалайнеров. Но многолетняя статистика авиапроисшествий показывает - этот фактор не при чем.

Исследование о взаимосвязи возраста самолетов с аварийностью опубликовал специалист в области гражданской авиации Василий Меньшов. Публикуем его материал полностью:

Наглядная демонстрация зависимости катастроф от возраста самолета

Всего с самолетами российских аиакомпаний с 12 июня 1991-го года произошло 167 авиационных инцидентов, повлекших смерть хотя бы одного пассажира. Суммарно погиб 2 431 пассажир. Если отбросить демонстрационные, административные, грузовые, испытательные и прочие, оставив только пассажирские перевозки, то останется 41 инцидент, в которых погибло 1 777 человек. Если исключить происшествия с вертолетами, оставив только самолеты, то инцидентов останется 35, а погибших 1 752.

Когда люди говорят про статистику катастроф, именно такие инциденты они и имеют в виду. Произошедшие во время пассажирских перевозок на самолетах. Те, на которые можно купить билет.

И как только происходит очередная катастрофа, накатывается цунами публикаций про авиа-хлам, убитые летающие корыта, и когда же наконец все старые самолеты отправят на свалку. Ведь именно с ними, по широко распространенному обывательскому мнению катастрофы и происходят.

Вчера ночью я скачал наиболее полную базу об авиационных происшествиях с самолетами российских авиакомпаний, любезно предоставленную сайтом www.airdisaster.ru, и проанализировал, действительно ли это так. Правда ли, что с возрастом самолета вероятность его попадания в катастрофу растет?

И вот что вышло:

Я взял те самые 35 инцидентов и отобразил их на диаграмме. По горизонтальной оси располагается возраст самолета на момент катастрофы, а размер пузыря пропорционален количеству жертв среди пассажиров. Красной пунктирной линией указан средневзвешенный (по пассажирам) возраст самолета на момент катастрофы — 16,4 года. По обе стороны от этой линии количество жертв одинаковое.



Максимальное количество жертв приходится на возраст самолета от 10 до 20-ти лет. Именно в этих же пределах находится средневзвешенный возраст эксплуатируемых российскими авиакомпаниями самолетов.

То есть чаще всего падают те самолеты, которых у российских авиакомпаний попросту больше. И никакой зависимости катастрофичности от возраста самолета не наблюдается.

Полный список инцидентов:

ДатаОписаниеПричинаЖертв (пассажиры)Возраст самолета
1. 31.10.2015 Катастрофа А321 а/к Когалымавиа на Синайском полуострове ведется расследование 217 18,8
2. 17.11.2013 Катастрофа Boeing 737-500 а/к Татарстан в а/п Казань ведется расследование 44 23,4
3. 12.09.2012 Катастрофа Ан-28 Петропавловск-Камчатского авиапредприятия близ а/п Палана ошибка экипажа 8 22,8
4. 02.04.2012 Катастрофа ATR-72 а/к ЮТэйр близ а/п Тюмень (Рощино)   29 19,3
5. 07.09.2011 Катастрофа Як-42Д а/к "Як Сервис" с хоккейной командой на борту в районе Ярославля ошибка экипажа 37 17,9
6. 11.07.2011 Катастрофа Ан-24РВ а/к Ангара на реке Обь близ а/п Стрежевой отказ техники 7 36,2
7. 20.06.2011 Катастрофа Ту-134А-3 а/к РусЭйр в районе Петрозаводска ошибка экипажа 39 31,1
8. 01.01.2011 Катастрофа Ту-154Б-2 а/к Когалымавиа в аэропорту Сургут отказ техники 3 27,2
9. 04.12.2010 Катастрофа Ту-154М а/к South East Airlines в аэропорту Домодедово ошибка экипажа 2 18,2
10. 03.08.2010 Катастрофа Ан-24РВ а/к Катэкавиа в районе аэропорта Игарки ошибка экипажа, погодные условия 11 36,6
11. 14.09.2008 Катастрофа Boeing-737 а/к 'Аэрофлот-Норд' в Перми ошибка экипажа 82 16,7
12. 17.03.2007 Катастрофа Ту-134А а/к 'ЮТэйр' в а/п Самара ошибка экипажа, ошибка служб УВД 6 31,2
13. 22.08.2006 Катастрофа Ту-154М а/к 'Пулково' в районе Донецка ошибка экипажа 160 14,5
14. 09.07.2006 Катастрофа А-310-300 а/к 'Сибирь' в Иркутске ошибка экипажа 120 19,5
15. 16.03.2005 Катастрофа Ан-24РВ а/к 'Региональные авиалинии' в районе пос.Варандей ошибка экипажа 26 33,2
16. 13.01.2005 Катастрофа Ан-2П Туринского а/п близ Туры ошибка экипажа 7 27,0
17. 24.08.2004 Взрыв террористами Ту-154Б-2 а/к 'Сибирь' в Ростовской области незаконное вмешательство в деятельность авиации 38 22,6
18. 24.08.2004 Взрыв террористами Ту-134 а/к 'Волга-авиаэкспресс' в Тульской области незаконное вмешательство в деятельность авиации 35 27,6
19. 01.07.2002 Катастрофа Ту-154М а/к 'БАЛ' над Боденским озером ошибка экипажа, ошибка служб УВД, нестандартные причины 57 7,5
20. 19.11.2001 Катастрофа Ил-18В а/к 'ИРС-авиа' в Тверской обл. отказ техники 18 39,9
21. 04.10.2001 Катастрофа Ту-154М а/к 'Сибирь' над Черным морем незаконное вмешательство в деятельность авиации 66 11,8
22. 04.07.2001 Катастрофа Ту-154М а/к 'Владивосток-авиа' в районе Иркутска ошибка экипажа 136 15,5
23. 18.03.1997 Катастрофа Ан-24РВ а/к 'СААТ' в районе г.Черкесск отказ техники 44 24,0
24. 14.11.1996 Катастрофа Ан-2Т а/к Комиавиа в Бол. Пыссе (Коми) ошибка экипажа, погодные условия, ошибка служб УВД 13 10,9
25. 29.08.1996 Катастрофа Ту-154 а/к 'Внуковские авиалинии' на Шпицбергене ошибка экипажа 130 10,7
26. 06.12.1995 Катастрофа Ту-154Б Хабаровского ОАО над Сихотэ-Алинем ошибка экипажа, ошибка при техническом обслуживании 90 19,9
27. 16.06.1995 Катастрофа Ан-2П Николаевского ОАО близ а/п Херпучи ошибка экипажа 11 20,5
28. 20.01.1995 Катастрофа Л-410УВП Абаканского авиапредприятия в Красноярске ошибка экипажа, отказ техники, ошибка при техническом обслуживании 1 16,1
29. 26.09.1994 Катастрофа Як-40 а/к 'Черемшанка' в районе н.п.Ванавара ошибка экипажа, ошибка служб УВД 24 19,9
30. 23.03.1994 Катастрофа А-310-300 а/к 'РАЛ' в районе Междуреченска ошибка экипажа 63 2,4
31. 03.01.1994 Катастрофа Ту-154М а/к 'Байкал' в районе Иркутска ошибка экипажа, отказ техники, недостатки в конструкции 115 5,0
32. 26.08.1993 Катастрофа Л-410УВП-Э а/к Саха-авиа в а/п Алдан ошибка экипажа 22 3,6
33. 19.10.1992 Катастрофа Ан-28 Сыктывкарского авиапредприятия в районе а/п МВЛ Усть-Нем ошибка экипажа, отказ техники 13 4,8
34. 27.08.1992 Катастрофа Ту-134А Ивановского авиапредприятия в районе а/п Иваново ошибка экипажа 77 15,4
35. 04.04.1992 Катастрофа Л-410 а/к Камчатавиа на Курильских островах ошибка экипажа 1 13,3



Но зачем мы брали все эти инциденты? Понятно же, что когда, например, террорист взрывает самолет, последнее о чем он думает, это о возрасте воздушного судна. И имеет смысл рассматривать только те случаи, когда имел место отказ техники. Поясняю, я специально рассмотрел сначала полный список происшествий, чтобы развеять сомнения любителей теорий заговоров. Тех, кто уверен, что в угоду правительству, авиакомпаниям и производителям самолетов от нас скрывают истинные причины катастроф.

Для всех остальных я составил диаграмму где учел только те происшествия, где в качестве хотя бы одной из причин указан «отказ техники». Дополнительно я указал тип самолета и его возраст для каждого случая.



Ну что же, средневзвешенный по жертвам возраст самолета стал еще меньше и составил 13,7 лет. И никакого увеличения количества жертв с увеличением возраста самолетов российских авиакомпаний не наблюдается.

То есть с какой стороны не посмотри — не наблюдается никакой зависимости между возрастом самолета, и вероятностью погибнуть в авиакатастрофе.

Теперь вы знаете куда давать ссылку, при очередном цунами про «авиа-хлам».

PS. Да, кстати, процент жертв в происшествиях, одной из причин которых был отказ техники, составляет всего лишь 11,4%. 88,6% инцидентов в российских авиакомпаниях, повлекших смерть пассажиров происходили по другим причинам, основной из которых является человеческий фактор.

Средний возраст авиапарка ведущих авиакомпаний мира:

Аэрофлот (Россия) – 4,2 год

Air China (Китай) – 7,4 лет

S7 Airlines (Россия) – 9,3 года

Air France (Франция) – 9,9 лет

Swiss (Швейцария) – 11 лет

British Airways (Великобритания) – 12,9 лет

Scandinavian Airlines - SAS (Швеция) – 12,9 лет

US Airways (США) – 13,1 лет

United Airlines (США) – 13,4 лет

American Airlines (США) – 15 лет

Трансаэро (Россия) – 15,3 лет

Lufthansa (Германия) – 16 лет

Delta Air Lines (США) – 16,7 лет

ЮТэйр (Россия) – 20 лет

Новости по теме