Россия будет игнорировать зарубежные патенты на лекарства и начнет выпуск отечественных аналогов
Дата публикации: 3 марта 2016 года в 15:37.
Категория: Экономика.
Предложенная антимонопольщиками поправка в российское законодательство об игнорировании зарубежных патентов давно назрела. Несколько крупнейших фармкомпании, в основном американских, буквально душат мировой рынок лекарственных препартов, взвинчивая на нем цены за пределы всех разумных уровней.
Напомню недавнюю историю лекарства «Дараприм». Этот препарат продавался на рынке около 60 лет и еще недавно стоил он стоил $13,5 за упаковку. Но в прошлом году патент на это лекарство был куплен «эффективным собственником» из США Мартином Шкрели, который завладев патентом, увеличил цену на «Дараприм» в 55 раз до $750.
А ведь «Дараприм» применяется для лечения токсоплазмоза, который часто развивается у людей со сниженным иммунитетом. В основном это те, кто борется со СПИДом и раком.
Под удар поставлены миллионы пациентов. Теперь курс лечения этим препаратом обойдётся в $630 тысяч долларов — и, как вы понимаете, для очень многих он стал недоступным.
При этом тот самый Мартин Шкрели, который раньше управлял хеджевыми фондами, а потом решил заняться медициной и учредил для этого компанию Turing Pharmaceuticals, не считает, что сделал что-то дурное: «Это не история жадной компании, пытающийся нагреться на пациентах. Это наша попытка остаться в бизнесе», – заявил Шкрели. Он считает, что теперь цена перекупленного им лекарства соответствует расценкам на другие лекарства от редких заболеваний.
Эта история – не единственный пример. Хотя внимание беззастенчивых хищников вроде Мартин Шкрели привлекают, в основном, инновационные лекарства от болезней вроде рака или гепатита С, но сходные манипуляции проделывают и с лекарствами, которые долгое время применялись для лечения более простых заболеваний. Такие медикаменты тоже попадают под «бизнес-стратегию» покупки старых препаратов и превращения их в дорогостоящие «особые лекарства».
Например, «Циклосерин» – давно известный препарат от туберкулеза – недавно, после покупки его компанией Rodelis Therapeutics, подорожал с $500 за упаковку сразу до $10800.
А компания Valeant Pharmaceuticals купила права на два сердечных препарата «Изупрел» (изадрин) и «Нитропресс» (нитропруссид), и тут же повысила на них цены на 525% и 212% соответственно.
Антибиотик доксициклин подорожал с $20 в октябре 2013 года до $1849 в апреле 2014 года.
При этом никому не позволяется начать выпуск аналогов этих препаратов и продавать их по демократическим ценам. У кого патент - того и тапки.
Скандальные истории про «Дараприм», «Циклосерин» и «Нитропресс» — это только верхушка айсберга. И здесь наиболее важен тот факт, что разрабатывали эти лекарства одни люди, а сверхприбыли с их продаж получали совсем другие. Это типично для нынешней головальной фарминдустрии: миф, согласно которому сверхприбыли корпораций идут на новые разработки, не соответствует действительности.
Даже по собственным отчётам корпораций — которые стоит воспринимать весьма критично — на исследования они расходуют не более 10-20% от прибыли.
Отсюда следует важный вывод. Владелец прав на лекарство обязан учитывать интересы общества — аналогично тому, как стоящий в дверях троллейбуса пассажир должен учитывать интересы выходящих на следующей остановке. А если он интересы общества учитывать не желает, то тогда общество имеет полное моральное право игнорировать его патентные права.
В общем, наша Антимонопольная служба сделала правильный и долгожданный шаг. Будем надеяться, что все юридические бюрократические процедуры на пути реализации этой идеи будут оперативно пройдены, и соответствующие поправки в Российское законодательство вступят в силу уже в ближайшем будущем.
Источник: Фриц Морген