Росреестр потратил 1,6 млрд рублей на недействующий сервис
Дата публикации: 20 января 2017 года в 16:38.
Категория: Экономика.
Недействующим государственным сервисом в России никого не удивишь. Как сообщают Дни.ру, в прошлом году громкий скандал вызвала кадастровая оценка жилой собственности физлиц, произведенная Росреестром. Налоговое ведомство, рассчитавшееся на этой основе налоги на жилье, особо подчеркнуло, что с претензиями надо обращаться в Росреестр.
При этом все попытки собственников жилья узнать о том, почему реестр для них недоступен и на какой собственно основе проводились кадастровые оценки (и начисленные на их основе налоги!), завершились ничем. Ни один телефон в пресс-службе центрального аппарата Росреестра не отвечал, хотя дни были еще рабочими. Это означало, что не была фейком и вражьей выдумкой копия опубликованного в интернете в конце ноября 2016 года письмо замглавы ведомства А.Н. Скотскова, запрещающее сотрудникам Росреестря всякие контакты со СМИ.
«Запрещено любое инициирование в средства массовой информации сообщений по вопросам, связанным с реализацией федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», – говорится в этом письме. При этом соблюдение запрета, подчеркивает Скотсков, будет отслеживаться и в СМИ, и в социальных сетях.
Об эксцессе неуклюжего и не в меру ретивого администратора-исполнителя речь не идет: Сокотсков открыто пишет, что письмо им подготовлено по поручению руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Виктории Абрамченко, которая одновременно является заместителем министра экономического развития. Но раз руководитель такого ведомства запрещает сотрудникам выносить сор из избы, значит этого сора – выше крыши.
Ради справедливости надо признать, что закон, принятый в июле 2015 года, поставил перед Росреестром масштабную и трудную задачу: свести воедино разрозненные базы данных о недвижимости, которые в разное время, разными специалистами и на разных платформах создавались в регионах. В целом же требовалось объединение двух баз данных – единого государственного реестра прав на недвижимость (ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ГКН). Все было бы просто, если бы эти базы строились по единым принципам. Но различия в содержавшейся в них информации оказались значительными.
Были и другие, скрытые препятствия: ведь неразбериха в регистрации прав на недвижимость многим выгодна. Она открывала широчайшие возможности для мошеннических операций с недвижимостью и поощряла разрастание коррупции. Создание же единой и прозрачной площадки госучета подрывало основы многомиллионного бизнеса, процветавшего в ряде местностей.
Вольно или невольно, но взявшиеся за реформу чиновники все эти сложности в расчет не взяли. Поэтому часто их усилия натыкались на безразличие, непонимание и бездействие на местах: корыстное или бескорыстное – судить трудно, ведь прежнее руководство ведомства в октябре прошлого года ушло, а завершать работу поручили Виктории Абрамченко, которая, впрочем, далеко не новый человек в системе. Ранее она работала и в Земельной кадастровой палате, а в 2011-2012 годах была заместителем руководителя Росреестра.
Но и под новым руководством ведомство не смогло в полной мере выполнить закон о запуске с 1 января 2017 года единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). В правительстве рассчитывали, что он позволит улучшить защиту прав собственности, но пока этого не случилось.
При этом неработающий реестр уже более чем востребован! По статистике самого Росреестра, с января по ноябрь 2016 года только на регистрацию прав собственности было подано более 318 тыс. электронных заявлений. При этом их число росло ежемесячно на 27%.
Отметим, что на создание так пока и не работающего ЕГРН в 2014-2016 годах из бюджета было выделено 1,6 млрд рублей. На нынешний 2017 год на Единый госреестр недвижимости запланировано финансирование в размере еще 821 млн рублей. Глава Минэкономразвития Максим Орешкин в конце декабря заявлял, что «нельзя допустить сбоев в работе ведомства в связи с переходом к новым правилам учета и регистрации недвижимости».
Сейчас, по словам Абрамченко, назначенной на пост руководителя Росреестра в октябре 2016 года, продолжается начавшееся в ноябре объединение региональных баз. Но граждане с мест уже сигнализируют о серьезных ошибках, когда квартира, к примеру, записывается в реестре как гараж. Виктория Абрамченко в интервью телеканалу «Россия» сама признала, что около 1% записей реестра содержат ошибки. Казалось бы немного. Но если учесть, что общее число записей составляет 300 миллионов, то и 1% – это 3 млн человек. Всем им предстоит заниматься переоформлением документов на собственность, хотя они в ошибках не виноваты.
По словам руководителя Росреестра, ошибки в реестре могли появиться из-за неправильно оформленных первичных документов или неточностей, допущенных кадастровыми инженерами. Но исправлять их придется самим пострадавшим, причем в ряде случаев, как признала Абрамченко, людям придется обращаться за решением в суды.
Но и это еще не все! Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин заявил, что имеется вполне реальная угроза уничтожения прав многих граждан на собственность. Ведь с июля 2016 года свидетельства о собственности в бумажном виде людям прекратили выдавать, поскольку согласно закону 218-ФЗ ( «О государственной регистрации недвижимости») подтверждением этих самых прав является выписка из ЕГРН, которого, как выяснилось, более не существует!
«Так что вполне реальной становится ситуация массовой утери информации о правах граждан и невозможность этих самых граждан доказать свои права владения недвижимостью и землей», - отметил Делягин.
Зато какой простор открывается для деятельности разного рода мошенников, расхитителей госсобственности м «черных» риэлторов, возникший в результате деятельности «эффективных менеджеров» в отношении буквально каждого из нас, подчеркивает Михаил Делягин.
Неработающий реестр прав на недвижимость уже стал причиной скандала, докатившегося до Кремля. Пресс-секретарю президента пришлось спешно объяснять, что «профильные структуры работают над преодолением трудностей, связанных с запуском единого государственного реестра недвижимости». «Там работа идет напряженная, действительно, технологически не все получается. Но известно, что там никто не сидит сложа руки, и там действительно работают для того, чтобы эту ситуацию компенсировать, исправить», – цитирует Дмитрия Пескова ТАСС.
Забавно, но на разрастающийся скандал в ведомстве Виктории Абрамченко отреагировали, как сумели. На сайте Росреестра появилось информационное сообщение о том, что «услуги Росреестра по регистрации прав и кадастровому учету (как отдельно, так и в виде единой процедуры), а также по получению сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) полностью доступны на всей территории Российской Федерации».
Росреестр предоставляет госуслуги в новом формате в соответствии со вступившим в силу с 1 января 2017 года Федеральным законом №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», с гордостью рапортует ведомство.
В сообщении также подчеркивается, что «обеспечивается предусмотренный новым законом дистанционный способ получения документов после проведения регистрации прав – «курьерская доставка». Чтобы ей воспользоваться, необходимо в момент подачи документов сделать в заявлении специальную отметку. В этом случае готовые документы доставят владельцу недвижимости в удобное для него место и время».
И кто им, этим эффективным государственным функционерам, объяснит, что курьер с портфелем и интернет – не просто вещи разные. Это явления из разных веков.