Художественный фонд главного музея Хакасии пополнился новыми полотнами
Дата публикации: 30 января 2017 года в 16:45.
Категория: Культура и спорт.
На встрече присутствовали родственники художников – жена Мамышева Венера Хамматова и сестра Батца Эльвира Безбородова. Заместитель директора Хакасского национального краеведческого музея имени Л.Р. Кызласова по научной работе Инна Худякова вручила родственникам благодарственные письма от музея за большой вклад в сохранение исторического и культурного наследия республики и пополнение художественного фонда музея.
Художественные произведения Константина Мамышева – дань своей малой Родине, близкая и понятная тематика: сельские избушки, невысокие горы и скалы, табуны лошадей, проселочные дороги. Но в каждом сюжете художник находил самобытность и внутреннюю поэзию. Фонд музея пополнился 18 картинами мастера хакасского пейзажа.
В 2018 году исполнилось бы 90 лет писателю и художнику Генриху Батцу. Эльвира Безбородова рассказала о творчестве своего известного брата, его сложном жизненном пути. Художественное наследие Генриха Батца составляют пейзажи, натюрморты, портреты, посвященные суровой и величественной природе Севера и его жителям. Старше своей сестры на 10 лет, тем не менее, Генрих стал для нее практически отцом. Взрослым, умным, талантливым. История семьи трагична, как и сотен тысяч других семей русских немцев. Многие приехали в Россию во второй половине XVIII века, когда Екатерина II начала перевозить сюда немецких специалистов и мастеров. Так за Волгу попали предки Генриха и Эльвиры. После создания в 1921 году Советской автономной республики немцев Поволжья г. Энгельс стал для семьи второй родиной. В 1937 году репрессировали дедушку, а в августе 1941 года после печально известного приказа о депортации немцев семью отправили в с. Дубинино Шарыповского района, а потом в Туруханский район. Здесь 15-летний Генрих строил землянки для переселенцев, рыбачил, охотился, выполняя государственный план по добыче пушного зверя и дичи. В семейном архиве сохранились записка Генриха Батца, написанная в возрасте 8 лет, и более поздние рисунки, посвященные Туруханску, или на тему Наполеона и Спартака.
Писать очерки и статьи Батц начал в 1960-х в с. Очуры Хакасии, первая книга «Из века в век» вышла в 1964 году. Затем в течение 30 лет он не смог издать ни одной книги, хотя все это время писал, готовил художественное оформление, отправлял заявки. Потом появились «Большой аргиш», «1418 и еще один день», «Соломонов крест» и др.
Перед своей смертью в 2008 году Генрих Генрихович вместе со своей сестрой составили опись творческого наследия, куда вошли картины, книги, черновики. А в 2009 году имя Генриха Батца было присвоено региональному Центру немецкой культуры. В 2013 году, к 85-летию писателя и художника, в Туруханском музее была создана мемориальная экспозиция «Ровесник и Почетный гражданин Туруханского района».
Для всех участников презентации был показан биографический фильм, посвященный жизни и творчеству члена Союза писателей России и Хакасии Генриха Батца. В фонды музея поступило 30 работ художника.
Картины Константина Мамышева и Генриха Батца займут достойное место в художественном фонде Хакасского национального краеведческого музея им. Л.Р. Кызласова.