Правительство России намерено за гроши отдать частникам ряд высокодоходных стратегических предприятий
Дата публикации: 21 февраля 2017 года в 11:12.
Категория: Экономика.
Правительство России 2 февраля приняло программу приватизации на ближайшие три года (2017−2019 гг.), а премьер Дмитрий Медведев ее утвердил, подписав 8 февраля соответствующее распоряжение). Всего в 2017—2019 годы планируется приватизировать 477 АО, 298 ФГУПов, доли РФ в десяти ООО, а также 1041 объект имущества государственной казны. Власти с гордостью заявляют, что за три года программа даст в бюджет без малого 17 млрд рублей.
Но либо чиновники кабмина сами разучились считать, либо думают, что считать разучились все остальные. В расчете на один из 1826 объектов приватизации средняя выручка составит всего 9,2 млн. рублей! Сегодня в Москве столько стоит очень скромненькая квартира (одно- или двухкомнатная).
Бюджет Российской Федерации на 2017 год предполагает расходную часть в размере $16.241 млрд. При этом доходы от приватизации, запланированные на этот год (5,8 млрд рублей) при нынешнем курсе рубля эквивалентны всего $100 млн.
То есть выручка от приватизации составит лишь 0,03% по отношению к бюджетным расходам. Это в разы меньше, чем годовая прибыль многих компаний и организаций, включенных в программу приватизации!
Например, в программе значится компания «Совкомфлот», прибыль которой в 2015 году составила около $400 млн! Прибыль другого фигуранта программы — компании «Алроса» — только за первую половину 2016 года составила 186,7 млрд рублей, или в валютном эквиваленте - около $3 млрд! Следовательно, в расчете на год получается что-то около $6 млрд.
Это означает, что власти готовы практически бесплатно отдать «куриц», несущих «золотые яйца». Кажется, даже в «лихие 1990-е» годы такого не было. А ведь тогдашнюю приватизации справедливо называют «бандитской». Нынешнюю приватизацию можно смело назвать «бандитской в квадрате».
Можно предполагать, что уже выстроилась очередь «бенефициаров», которым были обещаны жирные куски государственной собственности. В списках программ мы находим такие объекты приватизации, как «Новороссийский морской торговый порт», «Совкомфлот», «Объединенная зерновая компания», «Приокский завод цветных металлов», «Кристалл», «Алроса», ВТБ и многие другие флагманы добывающей и обрабатывающей промышленности, морского транспорта, финансового сектора и других отраслей.
Раньше правительство убеждало нас, что, мол, ничего страшного нет, поскольку многие сделки не являются полной приватизацией. Мол, государство сохранит за собой контрольный пакет (50% капитала + одна акция).
Однако на нынешнем этапе приватизации государство может утратить (или уже утратило) контроль над многими компаниями, постепенно превращаясь в миноритарного акционера.
Возьмем, например, уже упоминавшийся выше «Совкомфлот». Это крупнейшая российская судоходная компания, одна из лучших в мире. Особенно сильны ее позиции в сегменте компаний по морской транспортировке углеводородов (нефти и сжиженного газа), в том числе из районов со сложной ледовой обстановкой, а также обслуживанию шельфовой разведки и добычи нефти и газа. «Совкомфлот» - крупнейший в мире владелец танкеров ледового класса (из общего флота компании, насчитывающего более 150 судов, треть имеет высокий ледовый класс). Компания полностью принадлежит государству (Росимущество). Так вот, программа предусматривает снижение доли государства в «Совкомфлоте» с нынешних 100% до 25% + 1 акция (в этом году ожидается продажа первых 25%).
Другой фигурант программы — крупнейший (наряду со Сбербанком) российский банк ВТБ. Не так давно уже проводилась его частичная приватизация и на сегодняшний день доля государства в ВТБ составляет 60,9%. Программа предусматривает снижение этой доли до 25% + 1 акция. В плане приватизации на текущий год — приватизация 10,9% акций банка. Единственно, что спасает ВТБ от приватизации, — сохранение экономический санкций Запада, что для наших чиновников создает сложности с поиском иностранного инвестора. Своих же инвесторов они почему-то вообще не рассматривают.
Третий пример — «Алроса». Между прочим, это крупнейший на планете производитель алмазов, на которого приходится четверть всей мировой добычи. Долю Росимущества в этой компании уже понижали, и она на сегодня упала до критического уровня 33%. К 2019 году эту долю планируется сократить до 29% + 1 акция. Среди акционеров «Алросы» фигурирует также Якутия (как субъект РФ) и муниципалитеты, находящиеся на территории указанной республики. Программа предусматривает, что эти акционеры также будут выходить из капитала «Алросы».
Вранье по поводу «целесообразности» и «эффективности» приватизации оказывается в вопиющем противоречии с реальной жизнью и даже официальной статистикой.
Вот, например, руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев в сентябре 2016 года поднял панику по поводу того, что «государство наступает». Мол, в 2005 году в государственном секторе экономики создавалось 35% ВВП, а в 2015 году этот показатель вырос до 70%. Мол, государство «душит» конкуренцию, подрывает основы «рыночной экономики».
Артемьев тут явно что-то перепутал, поскольку конкуренцию «душит» не государство, а монополия. Причем частные монополии это делают зачастую более успешно, чем частные. В США еще более века назад появилась своя «ФАС», которая боролась с монополиями Рокфеллера и других олигархов, правда, успехи были весьма скромными.
Но в данном случае я не собираюсь читать лекцию господину Артемьеву на тему «Монополии и конкуренция». Я обращаю внимание на приведенную им цифру доли государства 70% ВВП. Аргумент «засилье государства в экономике» у многих чиновников финансово-экономического блока правительства стал любимым и основным. Многие из них оперировали этим аргументом на последнем Гайдаровском форуме. Тогда обратили на себя внимание на два момента.
Во-первых, у каждого оказалась свой собственный показатель доли государства в создании ВВП РФ. Встречаются данные и более скромные, чем у господина Артемьева: в 60%, и в 50% ВВП. Например, Минэкономразвития обычно приводил 50%.
Подобная статистическая какофония показывает, что власти не умеют слажено врать, у каждого чиновника своя «личная» статистика. Это касается, конечно, не только показателя доли государства в экономике, но и многих других экономических показателей.
Во-вторых, я на месте чиновников, лоббирующих бандитскую приватизацию, поостерегся бы оперировать подобными показателями. Они как раз доказывают, что приватизацию категорически нельзя проводить!
Почему? Давайте будем исходить из минимальной оценки участия государства в создании ВВП, равной 50% и сравним ее с некоторыми другими показателями, которые можно найти на сайте Росстата. К примеру - каково общее количество компаний и организаций в российской экономики? Росстат дает цифру 4,9 млн предприятий. Он также дает раскладку компаний и организаций по формам собственности.
Так вот, на компании государственного сектора (с участием Российской Федерации и субъектов РФ) приходится лишь 2,3% от общего числа предприятий; еще 4,5% - муниципальные предприятия.
Итак, если мы даже учтем муниципальные предприятия, то общее число компаний и организаций, которые можно в широком определении назвать «государственными», равняется всего 6,8%.
Некоторые могут справедливо сказать, что, мол, исчисление удельного веса государственного сектора по числу организаций не корректно, поскольку государственные организации могут быть заведомо крупнее частных. Согласен! Поэтому предлагаю оценить долю государственного сектора с помощью показателя «основные фонды». В начале 1990-х годов (до приватизации Чубайса) в государственном секторе, по данным Росстата, находилось около 90% основных фондов российской экономики. К 2000 году (после приватизации 90-х гг.) этот показатель упал до 25%. В 2010 году он опустился до 19%, а в настоящее время составляет всего 18%.
Надеюсь, читатель догадывается, какой вывод можно сделать из сопоставления показателей. При доле государства в основных фондах, равной 18%, оно умудряется создавать 50% ВВП страны. А господин Артемьев даже настаивает на том, что 70%. Следовательно, на частный сектор приходится более 80% основных фондов и всего 50% или даже 30% создаваемого ВВП.
Диагноз тут однозначен: частный сектор менее эффективен, чем государственный! То есть для экономического восстановления (или даже рывка) нашей экономике необходимо усиление позиций государства. Стране нужна не приватизация, а национализация.
О том, что некоторые члены правительства все-таки понимают, что собой представляет программа приватизации, свидетельствуют некоторые фрагменты упомянутого Гайдаровского форума. Так, «свежий» министр экономического развития Максим Орешкин достаточно трезво подошел к оценке приватизации. В интервью газете Financial Times он подчеркнул, что для оживления российской экономики необходима здоровая конкуренция, и приватизация как таковая тут не поможет: «Если мы просто приватизируем крупные государственные компании, которые доминируют в определенных секторах, то конкурентная ситуация не улучшится, и не окажет серьезного влияния на общий рост», - признал Орешник. Правда, на заседании правительства 2 февраля, когда обсуждалась и утверждалась программа приватизации на 2017−2019 годы, Максим Орешкин почему-то воздержался от озвучивания своих сомнений по поводу приватизации.
Все это свидетельствует о том, что нынешнее правительство, похоже, представляет интересы олигархического капитала. Отсюда и такое «простое» решение бюджетной проблемы. Продажа частникам за гроши высокодоходных стратегических предприятий якобы, ради «пополнения казны» на целых 0,03%!