Удар по больному: в Хакасии выявили ценовой сговор фармацевтов
Дата публикации: 22 марта 2017 года в 13:53.
Категория: Экономика.
По данным правоохранительных органов, участники тайной сделки путем согласованных действий на торгах по госконтрактм незаконно присвоили порядка 600 млн казенных рублей. В небольшой республике, где, как говорится, «все спят под одним одеялом», эта информация произвела эффект разорвавшейся бомбы. Ситуация усугубилась тем, что лекарств для льготников в аптеках Хакасии катастрофически не хватает, а ведь для некоторых пациентов это означает вопрос жизни и смерти.
Правоохранительные органы возбудили на участников незаконного картеля уголовное дело по факту хищений бюджетных средств, а региональная антимонопольная служба – антимонопольное. За подробностями мы обратились к руководителю Хакасского УФАС Ксении Лебедевой.
– Пока ничего конкретного по «делу фармацевтов» сказать не могу, кроме того, что все представители всех попавших под подозрение организаций, а их 11, утверждают, что сговора не было. В качестве доказательств предъявляют факты участия на торгах нескольких фирм, и снижение в ходе аукционов цены на лекарства и медтехнику.
– А что помешало комиссии выявить сговор раньше?
– Мы ведь изначально рассматриваем процедуру торгов на общее соответствие законодательству. Чаще всего это нарушения в документации. Нередко нам жалуются на то, что заказ сделан под одного поставщика. Да, были заявления и о завышенной стоимости лекарств, и мы направляли их в контрольно-финансовые органы, которые обязаны следить за ценой и эффективным расходованием бюджетных средств. А нам присылали ответы, как говорится, с подписью и печатью – мол, такая цена правомерна.
– Насколько сложно выявить картель?
– Картель – это тайное соглашение, которое никто не афиширует, наоборот, изо всех сил пытаются скрыть. К тому же, буквально в последние пару лет изменились качественные характеристики картелей: деяния участников сговоров стали многоэпизодными и могут продолжаться на протяжении длительного времени. А сами картели превратились в высокоорганизованные и структурированные группы, имеющими все признаки организованных преступных сообществ. Они используют все лазейки в законах, применяют множество хитрых ходов, поэтому уличить их очень сложно. Без оперативно-розыскных мероприятий здесь не обойтись. У сотрудников антимонопольной службы таких полномочий и соответствующего штата нет. Мы не вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия, делать обыски, задерживать и допрашивать подозреваемых. В итоге, в 99 случаях из 100, антимонопольные дела о сговоре возбуждаются уже в ходе уголовных расследований.
Например, ведут дело о мошенничество в особо крупном размере, с использованием служебного положения, в котором еще и взятка присутствует… А взятка за то, что чиновник оказывал неким коммерсантам содействие в решение различных вопросов, используя административный ресурс. Затем выясняется, что подкупавшие чиновника коммерсанты - это группа, участники которой сговорились, чтобы на торгах выигрывать заказы поочередно. Но все это вскрылось уже только в ходе проведенных силовиками оперативных и следственных мероприятий.
Но когда факт существования картеля становится ясным, то решение об административном наказании за это мы принимаем уже самостоятельно, но тоже в рамках закона. Если причинен ущерб свыше 10 млн рублей, либо картелем получен доход свыше 50 млн - то это уже уголовная ответственность и это опять сфера компетенции МВД, ФСБ и Следственного комитета, с которыми у ФАС подписаны соглашения о взаимодействии и созданы межведомственные рабочие группы. Это позволяет нашим структурам оперативно обмениваться информацией и решать текущие вопросы взаимодействия.
К примеру, ФСБ провела оперативно-розыскные мероприятия, Следственный комитет расследовал уголовное дело и подготовил доказательную базу для суда, а антимонопольная служба параллельно рассмотрела дело о сговоре на торгах, – это идеальное раскрытие преступления.
Сотрудники хакасского МВД в этом отношении действует очень профессионально –в рамках расследования махинаций на фармацевтическом рынке они в начале этого года возбудили отдельное уголовное дело по ст.178 УК РФ (ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля).
– Руководитель ФАС Игорь Артемьев заявлял о массовой картелизации экономики России.
– Игорь Юрьевич признал: картели буквально захватила сферу госзакупок страны. Это касается и стратегически важных отраслей экономики: оборонки, строительства дорог, обеспечение населения продуктами питания, добыча водных биологических ресурсов. А в сфере госзакупок лекарств по нашим оценкам по сговору проводится 80% торгов!
В ноябре прошлого года в прокуратуре Хакасии прошло закрытое совещание руководителей правоохранительных и контролирующих органов республики. Речь шла о взаимодействии в борьбе со сговором. В заседании участвовали заместители начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Ольга Франскевич и Владимир Мох. Была озвучена следующая информация: за два последних года в сфере закупок медикаментов и изделий медназначения были выявлены сговоры в 80 (!) регионах страны. А общая сумма незаконных доходов фармацевтических и медицинских картелей составляет около 10 миллиардов рублей в год. И это далеко не окончательные цифры. По предварительным оценкам, общий ущерб старны от картелей может достигать триллиона рублей.
Спусковым крючком к столь резкому всплеску нарушений стал экономический кризис в стране. В условиях эмбарго и санкций начались массовые сговоры на рынке поставок жизненно важных лекарств. Некоторым компаниям захотелось всеми правдами и неправдами урвать кусок из государственной казны.
– А хакасские антимонопольщики раскрывали подобные сговоры?
– Конечно! Если говорить о фармацевтическом рынке, то это разобблачение нами картеля ООО ПКФ «Фортуна плюс ИНК» и ГБУ РХ «Ресфармация». Наше решение в отношении нарушителей закона устояло в судебных инстанциях. В итоге «Ресфармация» наказана штрафом свыше миллиона рублей, а «Фортуне плюс ИНК» – заплатила более 4,5 млн.
В феврале по материалам прокуратуры Хакасии мы возбудили дело по факту картельного сговора на торгах ряда компаний, занимающихся поставкой лекарственных средств, медицинских изделий и оборудования. Дело оказалось настолько резонансным, что было взято контроль ФАС России.