50 дней Коновалова: что обещал и что сделал
Дата публикации: 17 января 2019 года в 10:41.
Категория: Политика.
Людям всегда хочется надеяться на лучшее. На лучшее надеялись и в 90-е, когда разрушался СССР. Много тогда было неправильного, несправедливого. Что получилось в итоге, думаю, напоминать не стоит. Стоил ли результат уплаченной цены? Я не знаю ответа на этот вопрос. Но хочется надеяться, что у нас в Хакасии не будет пресловутого «хотели как лучше, а получилось как всегда», что «поменяли шило на мыло».
Возьмемся за руки…
Можно подвести некоторые итоги работы правительства под руководством нового губернатора. Да, я уверен, что уже можно это сделать, тем более, что Михаил Развожаев проработал меньший срок, но оставил довольно заметный итог своей работы. Хотя достаточно активно нам пытаются внушить мысль, что не стоит ждать ощутимых результатов ранее, чем через год, а то и два. На такой аргумент отвечу, что в мировой практике принято подводить итоги первых 100 дней работы. В нашем же случае можем посмотреть на результаты половины этого срока, тем более что под конец года был предпринят ряд знаковых действий. Примечательно, что почти все они прошли в информационном вакууме, несмотря на обещание предавать гласности работу правительства. Внимание аудитории умело отвлекалось на поиски внешних врагов, диверсионных групп, тяжелое наследство , на мобилизацию перед какими-то информационными атаками и т. д. И все это вместо обсуждения реальных шагов. Сплочение людей ради борьбы с пусть и выдуманным врагом – довольно популярная среди политтехнологов уловка для отвлечения внимания от действительно важных вещей. В общем случае в багаже политтехнологов много различных трюков, вплоть до имитации покушения, сообщений о заложенных бомбах и т. д. Ключевая идея – создание видимости угрозы, которая сплачивает людей. Однако в повседневной жизни на этом далеко не уедешь (хотя в 30-е годы прошлого века борьба коммунистов с «врагами народа» длилась довольно долго и стоила миллионов жизней расстрелянных и сосланных в лагеря, в ее тени прошел даже голодомор). Людям важно, чтобы выплачивались зарплаты, в домах было тепло и на улице светло. Перекладывание ответственности за проблемы на виртуальных врагов дает не решение проблем, а лишь временную отсрочку, пока к людям не придет понимание реальной ситуации.
Посмотрим, какой же итог мы имеем после 50 дней работы нового главы республики. Конечно, речь не о системных вещах, на реализацию которых требуется значительное время, а о тех, что можно было реально исполнить. Для полноты картины взглянем на ситуацию с позиции предвыборных обещаний. Тем более что именно на исполнении предвыборных обещаний сделал акцент президент России Владимир Путин на встрече с Валентином Коноваловым, напутствовав «чтобы вы не обманули граждан, чтобы они не обманулись, сделав выбор в вашу пользу». Отдельно президент заявил, что «нужно исполнить обещания, которые вы давали людям».
Команда
В ходе предвыборной кампании заявлялось, что есть команда и программа развития республики. И хотя до выборов конкретные персоналии не озвучивались под предлогом их защиты, после выборов ожидалось, что новая команда тут же приступит к работе, будет представлена программа экономического, социального развития республики. Однако ничего такого не произошло. По итогам почти двух месяцев мы видим, что никакой команды нет, правительство до сих пор не сформировано, а подбор кандидатов идет при непонятных критериях, привлекается много людей из команды Зимина. Особенно примечательны противоречия в словах и действиях, когда на первом же заседании правительства (еще в старом составе) Коновалов заявил, что экономический блок был не эффективен и весь будет отправлен в отставку. Однако после этого министрами финансов и экономического развития утверждаются люди из команды Зимина. Это красноречиво говорит о том, что у нового губернатора нет квалифицированных людей для развития экономики. С другой стороны, это большой комплимент Зимину: члены его команды признаны лучшим вариантом.
Как бы то ни было, без развития экономики ни о каких положительных перспективах говорить нельзя. Если команда экономического блока остается прежней, то что позволяет надеяться на более хороший результат, чем ранее? В другой ситуации это мог быть больший политический вес руководителя в сравнении с предшественником, его опыт в бизнесе, экономическое образование, поддержка на федеральном уровне. Но есть ли обнадеживающие факторы в нашем случае? Будем надеяться, что не все карты еще раскрыты.
Программа
Помимо команды, для развития экономики необходима четкая программа действий – что предполагается делать для наращивания доходов бюджета, чтобы не брать кредиты, вовремя выплачивать зарплаты и пособия, закупать лекарства, оплачивать контракты и т. д. К сожалению, никакой конкретной программы представлено не было. Хотя для этого было две отличные возможности – инаугурация и ежегодное послание. И если инаугурация просто прошла скомканно, то ежегодное послание было откровенно проигнорировано. Перед выборами представлялись какие-то обрывочные идеи, но их состоятельность вызывает большие сомнения. Часть этих идей рассмотрим далее.
Дети войны
В ходе избирательной кампании прежний губернатор обещал сделать ежемесячную прибавку к пенсии в тысячу рублей, тогда как Коновалов обещал принять закон о детях войны и выплачивать им весомую денежную сумму. Люди, пережившие войну, которым сейчас 70–80 лет, получили надежду. Однако практически сразу после победы Коновалова нам сообщили, что, оказывается, денег на выплаты детям войны нет. Проект закона в Верховный Совет так и не внесен, хотя заявлялось, что он уже готов. В бюджете, соответственно, никаких выплат не предусмотрено. Если это не обман самых слабых и незащищенных, то что это? Политические игры, где цель оправдывает средства?
Пенсионная реформа
Критика пенсионной реформы – беспроигрышный вариант. Мы слышали обещания дать отрицательный отзыв на пенсионную реформу, чуть ли не отменить ее. Многие люди действительно надеялись, что Коновалов что-то сделает, под знаменем КПРФ встанет на их защиту. И вот представилась отличная возможность – личная встреча с президентом России. Где, как не там, нужно было выразить свое негодование, потребовать пересмотра пенсионной реформы. Но, увы, надежды людей не оправдались. Более того, никакого официального заявления по пенсионной реформе с требованием ее пересмотра, отмены, мы так и не услышали. Ни от Коновалова, ни от КПРФ, получивших немалую поддержку на выборах именно за счет критики пенсионной реформы.
Тарифы на ЖКХ
Критика тарифов ЖКХ всегда находит отзыв в душе людей. Обещания пересмотреть их, снизить, наказать виновных гарантированно найдут поддержку. Не обошли тему тарифов и коммунисты. Давались обещания организовать сопротивления тарифной политике, разоблачать казнокрадство и коррупцию в этой сфере, незаконность действующих тарифов. Многие искренне надеялись, что будет что-то сделано. Но эти лозунги звучали до выборов. Что же мы видим в реальности? В декабре утверждались тарифы на следующий год. Казалось бы, вот она – отличная возможность продемонстрировать на практике заботу о людях, добиться снижения тарифов. Однако взамен мы услышали только обещания не допустить необоснованного роста тарифов. Замечу, что рост тарифов всегда имеет обоснование – на какую бы сумму они ни росли. Обосновать можно любой рост – фирма, оказывающая услуги, практически всегда может представить такие расчеты, что ее заявка на повышение тарифов будет удовлетворена. К счастью, федеральным законодательством рост тарифов для населения ограничен уровнем инфляции. Неважно, обоснован он или нет. Именно закон, а не отдельные личности и их заявления стоят на страже интересов граждан. И попытки приписать себе заслуги в сдерживании роста тарифов выглядят не вполне уместными.
Говорилось и об отмене мусорной реформы. Однако сейчас разговоры опять же свелись к заявлениям о недопущении выставления необоснованных тарифов. Забывается при этом, что принятые высокие тарифы были прекрасно обоснованы. Поживем-увидим, что получится в итоге.
Поддержка бизнеса
Предвыборные обещания содержали заявления «Малый и средний бизнес переживает нелегкие времена. Он нуждается в нашей поддержке, и он ее получит. Прежде всего, через тарифы. Действующий на сегодня грабительский тариф на электроэнергию будет пересмотрен». Что же слышно о пересмотре тарифа на электроэнергию? А ничего! Тариф на электроэнергию для населения повышен. Причем повышение ожидается дважды – с 1 января и с 1 июля. Тарифы для бизнеса пока не опубликованы. Хотя вряд ли стоит надеяться на обещанное снижение. Но, может, стоит ожидать поддержки с другой стороны? Все надежды разбивает изданный под конец года приказ о расширении количества объектов бизнес-недвижимости, которые будут облагаться налогом на имущество по кадастровой стоимости. Список таких объектов увеличен почти на 7 тысяч объектов – с примерно 700 до семи с половиной тысяч. Если раньше налог платили только владельцы помещений в зданиях площадью свыше 1000 квадратных метров, то теперь обладатели даже небольших офисов и магазинчиков на первых этажах жилых многоэтажек станут платить значительные суммы. Суммарно у бизнеса заберут сотни миллионов, а то и миллиарды рублей. При этом неважно, получаешь ли ты доход или нет. И от уже уплачиваемых налогов никто не освобождает. Владеешь недвижимостью – плати 1% от кадастровой стоимости. В некоторых случаях налоговая нагрузка увеличивается в разы. Представьте, каково вам было бы, если бы у вас из зарплаты с 1 января стали вычитать не 13%, а 40%? Вот такая поддержка оказана бизнесу. Показательная разница между лозунгами и реальными действиями. Очевидно, что это приведет как минимум к росту цен, а в худшем случае – к уходу в тень, разорению предпринимателей, сокращению рабочих мест. Замечу, что Зимин предлагал иной путь пополнения бюджета на следующий год – 8 млрд руб. налога от Худайнатова.
Поступление налогов
Одна из ключевых проблем бюджета республики – недостаточность собственных доходов бюджета. Следствием этой проблемы являются задержки и невыплаты зарплаты бюджетникам, долги перед энергетиками, поставщиками и подрядчиками. Долгие годы проблема решалась путем наращивания кредитов. В прошлом, 2018-м, году Зимину удалось найти иное решение – зарегистрировать в Хакасии крупного налогоплательщика, Эдуарда Худайнатова, который заплатил в консолидированный бюджет более 5 млрд руб. На 2019 год Зимин заявлял о наличии договоренности о поступлении 8 млрд руб от этого же налогоплательщика. Это снимало вопрос о дефиците бюджета, рисках невыплат зарплат, позволяло забыть о кредитах и т. д. При этом Зимин говорил и о необходимости регистрации в Хакасии торговых домов угледобывающих предприятий, что могло существенно увеличить поступления налогов в бюджет. И у него были реальные шансы решить этот вопрос.
Коновалов также заявлял о необходимости наращивания доходов бюджета. Даже указывал их источник – угледобывающие предприятия. Говорилось, что уже сейчас они не платят 30 млрд руб. налогов. Именно крупный бизнес указывался в качестве резерва для наращивания доходов бюджета. И вот он стал губернатором и имеет всю полноту власти руководителя региона, чтобы наполнить бюджет этими деньгами. Но любопытно посмотреть, как предвыборные лозунги трансформировались в конкретный план действий. А таким планом можно назвать принятый 12 декабря закон о бюджете на 2019–2021 годы. Фракция КПРФ имела возможность работать над этим бюджетом с сентября 2018 года, сразу после выборов. Напомню, что Коновалов до победы на губернаторских выборах был депутатом ВС РХ и членом фракции КПРФ. Бюджет был подписан Коноваловым 21 декабря, а спустя 3 дня, 24 декабря 2018 года, опубликован в официальном порядке.
Так вот, в этом законе прописан план по собираемости налога на прибыль в размере 7,6 млрд руб. в 2019 году с ростом до 8 млрд руб. в 2021 году. Как видим, никакой речи о росте поступлений на 30 млрд рублей нет и в помине. Обозначенные планы этого не предусматривают. Более того, планы по собственным доходам республиканского бюджета в 2019 году на 3,2 млрд руб. ниже, чем в предыдущем (21,25 против 24,45 млрд руб.). Но и поступление обозначенных цифр в бюджет не гарантировано. Налог на прибыль – это, в первую очередь, налог для крупного бизнеса. Как видим, задачи увеличить поступление налогов от крупного бизнеса на ближайшие 3 года нет даже в планах. Однако с малого бизнеса выжмут порядочно – через налог на недвижимость, о котором сказано ранее.
Кредиты
Одним из ярких лозунгов избирательной кампании были заявления «не позволим вновь садиться на кредитную иглу», говорилось о необходимости прекратить порочную практику получения коммерческих кредитов. Зимин жестко критиковался за большой госдолг. Все верно. Такая позиция нашла горячую поддержку у избирателей, которые поверили обещаниям в корне изменить ситуацию. При этом умалчивалось, что за 2018 год сумма госдолга снизилась почти на 2,8 млрд руб. – с 24,6 млрд руб. на 1 января до 21,85 на 1 декабря.
Но после столь правильных и ярких заявлений о каких планах нам заявляет правительство Коновалова? Заглянем в тот же закон о бюджете. И там мы видим, что суммарно за три года власти намерены взять почти 16 млрд руб. КОММЕРЧЕСКИХ кредитов! На 2019 год запланировано получение 4,89 млрд руб. коммерческих кредитов! И это при том, что сейчас сумма коммерческих кредитов равна нулю! И какие комментарии мы услышали на столь вопиющее расхождение предвыборных лозунгов и прописанных в законе положений? А никаких. Ни одного официального комментария. Лучшее, что смогли придумать горе-пиарщики, так это заявить анонимно на одном из аффилированных YouТube каналов в Интернете, что никакого бюджета нигде не выложено, что все это выдумки и домыслы. Хотя бюджет выложен 24 декабря на официальном правительственном портале pravo.gov.ru. После размещения закона на этом портале он считается официально опубликованным и вступает в силу. Кстати, такая же реакция была и на информацию об увеличении количества бизнес-объектов, которые будут облагаться по кадастровой стоимости, – что все это выдумки и быть такого не может.
Конечно, есть еще надежда, что Коновалов приведет в регион крупного налогоплательщика или нескольких, что он неоднократно обещал. И закроет вопрос с дефицитом бюджета и необходимостью получения коммерческих кредитов. Но Зимину понадобилось почти 10 лет, чтобы привести в Хакасию Худайнатова. А теперь налог от него в 8 млрд руб. в этом году республика потеряла. Эти минус 8 млрд руб. можно записать на баланс нового губернатора. Из потенциальных кандидатов, способных компенсировать эти потери, можно предположить разве что Грудинина. Но что-то не слышно, чтобы он горел желанием пополнить бюджет Хакасии в ущерб своей малой родине. Тем не менее, будем надеяться, что у Коновалова припрятан крупный козырь. А пока же даже ОАО «Молоко», директором которого был первый заместитель Коновалова, не спешит перерегистрироваться в Хакасию из Минусинска и пополнить республиканский бюджет. Хотя это могло бы стать ярким примером выполнения обещания. Не сменило адрес и ООО «Сибирская молочная компания», где первый зам до сих пор остается генеральным директором и единственным учредителем. Хотя и непонятно, как это совмещается с работой в правительстве.
Что дальше?
Это далеко не все предвыборные обещания, но и этих вполне достаточно, чтобы понять, что мы имеем дело с довольно сомнительным шансом на исполнение надежд, посеянных в душах людей. На данный момент вряд ли можно сказать, что новое правительство дало основания уверенно смотреть в будущее, надеяться на отсутствие проблем с выплатой зарплат, решение проблем с госдолгом и т. д. Тем не менее, в победе Коновалова, безусловно, есть положительный момент – это обновление власти, обеспечение возможности прихода туда нового поколения управленцев. Даже если он не справится с экономикой и президенту придется назначить врио, это достижение останется с нами. Многие именно в этом видят миссию Коновалова.
В завершение повторюсь, что принято подводить итоги первых 100 дней работы. Поэтому у новой команды еще есть время подойти к этому рубежу с солидным багажом положительный достижений.
Евгений МАМАЕВ, газета «Абакан»