На глубоководном аппарате «Лошарик» при пожаре погибли 14 человек, в том числе два Героя России
Дата публикации: 3 июля 2019 года в 07:29.
Категория: Происшествия.
В Минобороны России сообщили: «1 июля в российских территориальных водах на научно-исследовательском глубоководном аппарате, предназначенном для изучения придонного пространства и дна Мирового океана в интересах Военно-Морского Флота России, в ходе проведения батиметрических измерений возник пожар. 14 моряков-подводников погибли в результате отравления продуктами горения».
Очаг возгорания был ликвидирован самоотверженными действиями команды, добавили в военном ведомстве.
Сейчас глубоководный аппарат находится в военно-морской базе Североморск. Причины произошедшего устанавливаются. Расследование ЧП проводит главнокомандующий Военно-морским флотом адмирал Николай Евменов.
Источники в силовых структурах также сообщил, что ЧП произошло на спускаемом аппарате атомной глубоководной станции проекта 10831 (также известного как «Лошарик»).
Экипаж «Лошарика» - 25 человек, все офицеры. В числе погибших - числе семь капитанов 1 ранга, два Героя России
СПРАВКА
АС-12, известная также как «Лошарик» - российская глубоководная атомная подводная лодка (глубоководная станция), не несущая вооружения и способная погружаться, по некоторым данным, на глубину до шести тысяч метров.
Атомная глубоководная станция проекта 10831, шифр «Калитка», заводской номер 210, была разработана конструкторами КБ «Малахит» в 1980-е годы. Главный конструктор проекта - генеральный конструктор глубоководных технических средств, Герой России Юрий Коновалов. Проект 10831 стал дальнейшим развитием атомных глубоководных станций проектов 1910 «Кашалот» и 1851 «Палтус». Строительство подводной лодки велось с 1988 года, а в 90-е годы в связи с нехваткой финансирования и отказа от концепции проведения операций спецназначения оно было законсервировано и в начале «нулевых» годов было продолжено.
Разработка и строительство подводной лодки велись в условиях повышенной секретности. Число занятых в процессе строительства АС-12 рабочих и инженеров жёстко регламентировалось в продолжение 15 лет, ушедших на её постройку.
Подводная лодка, которой был присвоен тактический номер АС-12, 13 августа 2003 года была выведена со стапеля цеха №42 завода «Севмашпредприятие». На торжественной церемонии вывода подводной лодки со стапеля присутствовал Главком ВМФ Владимир Куроедов и представители КБ «Малахит». Спустя три дня был произведён спуск подлодки на воду.
«Лошарик» — едва ли не самая неуязвимая и бесшумная подлодка на всем российском флоте. Скорее всего, на определенной скорости, а вероятнее, глубине она просто практически неуязвима, в том числе и для гидроакустиков вражеских кораблей. Поэтому данная подводная лодка в состоянии решать самые сложные задачи во всей акватории мирового океана.
В конце сентября 2012 года подводная лодка приняла участие в исследовательской экспедиции «Арктика-2012», в ходе которой занималась сбором грунта и образцов породы на глубине 2,5—3 километра на протяжении 20 суток. После похода АС-12 прошёл восстановительный ремонт в 42 цехе «Севмаша». «Лошарику» исправили деформации корпуса, вызванные давлением на больших глубинах, а также провели незначительный ремонт и проверили работу ряда механизмов.
В январе 2015 года в российской версии журнала «Top Gear» опубликована первая качественная фотография АС-12. Подводная лодка была случайно сфотографирована во время фотосессии автомобиля на берегу Белого моря.