Сергей Можаров: «Бюджет на следующий год должен отражать реальное положение дел в республике»
Дата публикации: 5 ноября 2020 года в 16:27.
Категория: Экономика.
– Сергей Иванович, вы наверняка изучили общие парламенты бюджета, по которому республике предлагает жить исполнительная власть. Есть у вас вопросы к этому документу?
– Вопросов достаточно. Бюджет следующего года будет рассматриваться в условиях вступления Хакасии во вторую волну коронавируса и беспрецедентного падения собственных доходов региона. Важно отметить, что падение собственных доходов началось в республике ещё до начала распространения коронавирусной инфекции. По этому показателю, к сожалению, мы стали одними из регионов-лидеров в России. И сейчас ситуация только усугубилась. Но при этом не меняются подходы к выстраиванию бюджетной политики.
– Что вы имеете ввиду?
– При формировании бюджета на 2020 год, когда уже были очевидны серьезные разрывы между бюджетными доходами и необходимыми расходами, исполнительная власть предложила парламенту принять «красивый» бюджет с минимально возможным по Бюджетному Кодексу дефицитом. При этом утверждалось, что бюджет сбалансирован и решает основные региональные вопросы. А кто-то даже называл его умно сверстанным. Что же оказалось на деле? Уже в январе прошлого года стало известно, что бюджетная кредиторская задолженность превысила 5 миллиардов рублей. А в марте парламент вынужден был обращаться в федеральные органы власти с обращением о выделении Хакасии дополнительного финансирования из-за того, что расходы бюджета не обеспечены собственными доходами на 10,5 миллиардов рублей. При этом Минфин республики и вовсе называл цифру в 14 миллиардов.
Напомню, что ещё до принятия бюджета 2020 года заложенными в нем параметрами публично возмущались главы муниципальных образований республики. Все помнят этот скандал. Главы открыто заявляли, что бюджет не отражает реальной потребности муниципалитетов в средствах. Получалось, что населению республики говорили о том, что с бюджетом всё в порядке. Но по факту очень скоро выяснилось, что реальное положение дел в республиканской экономике бюджет не отражает. Из-за этого даже ряд глав районов отказались принимать собственные бюджеты, потому как правительство не заложило в республиканскую казну минимально необходимое финансирование этих территорий.
– И сейчас эта ситуация повторяется?
– К сожалению, да. Мы снова видим, что в проекте бюджета на следующий год фигурирует размер дефицита в 5%. При этом уже сейчас Минфин признает, что до конца года бюджет в плане доходов похудеет на четыре с половиной миллиарда рублей. Отмечу, что проблемы с текущей выплатой заработной платы, и блокировками счетов уже очевидны. В этих условиях потеря четырех с половиной миллиардов это колоссальная для республики сумма! Последствия ощутят на себе все жители Хакасии. А ещё мы видим рост долговых обязательств перед банками для пополнения бюджетного дефицита и не исполненные на несколько миллиардов обязательства перед бизнесом, который оказывал услуги бюджетным организациям, но расчета за них своевременно нет.
– Но правительство заявляет, что пути решения этих проблем есть. Это либо коммерческие кредиты в банках, либо помощь из федерального центра.
– Брать кредиты – это тупиковый путь – так говорил и сам глава Хакасии Валентин Коновалов до того, как был избран на пост главы республики. Сегодня и он понимает, что совсем без кредитов не обойтись. Но важен баланс коммерческих и бюджетных кредитов.
Помощь у федерального центра просить, конечно, нужно. Но тут возникает вопрос. Как эту помощь собираются просить, если не показывают реальное положение дел республиканской казны? Если мы в проект не закладываем даже предельно возможный дефицит бюджета? Я считаю, что нужно идти совершенно другим путем. Необходимо просчитать все реальные потребности муниципалитетов, определить реальные объемы республиканских обязательств по выплате зарплат, пособий, социальных выплат, по кредиторской задолженности перед бизнесом, и уже исходя из получившейся суммы формировать проект республиканского бюджета. Тогда и федеральный центр увидит реальное положение дел в Хакасии. Тогда и можно будет просить помощь, и рассчитывать на неё.
– А что сейчас?
– А сейчас мы публично заявляем, что у нас дефицит всего 5%. О других проблемах предпочитаем не говорить. И в результате в Москве видят, что ситуация в Хакасии с бюджетом вполне приемлемая. Справляются. О какой же тогда помощи может идти речь?
– Будет ли эту тему при обсуждении бюджета поднимать фракция «Единая Россия»?
– Это вопрос принципиальный. Его, кстати, ставят наши депутаты и в Государственной Думе перед Правительством России. Там идёт довольно жесткий диалог с исполнительной властью. Принцип отстаивается один, федеральный бюджет должен формироваться исходя из реальных потребностей страны. Как сказал председатель бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров: бюджет нужно формировать исходя в первую очередь из реальных расходов, а не от доходов. Отмечу, что в федеральный бюджет сейчас закладывается беспрецедентная помощь регионам. Об этом говорит заместитель руководителя фракции «Единой России» в Госдуме Андрей Исаев. Речь идет о том, что десяти наиболее проблемным регионам с наиболее сложной бюджетной обеспеченностью будет оказана адресная помощь. Наша партия предлагает увеличить количество таких регионов вдвое. И в этой связи ещё более важно увидеть объективную картину с финансами в регионах страны. Потому что, повторю, если мы не покажем центру реальную ситуацию в республике, то на помощь оттуда мы рассчитывать не сможем.
– Но это предполагает и формирование расходных обязательств на год, а не на 8-10 месяцев, как это сейчас предлагает правительство Хакасии.
– Совершенно верно. Мы опять наступаем на грабли прошлого года, когда закладывали в бюджет финансирование расходных обязательств на не весь год, а только на его часть. И этим в прошлом году возмущались главы муниципалитетов. Сейчас ситуация может повториться.
Республике нужен бюджет, отражающий реальное положение дел в экономике и объективные потребности наших граждан, пусть даже и дефицитный, но объективный!
Я думаю, что депутаты нашей фракции принципиально подойдут к принятию закона о республиканском бюджете на следующий год. Учтут в нем потребности и муниципальных образований, и республики в целом.