Агропром как локомотив вытянет страну из коронакризиса
Дата публикации: 5 марта 2021 года в 18:58.
Категория: Экономика.
Организация Объединенных Наций регулярно поднимает вопрос о глобальной продовольственной безопасности с учетом продолжающегося роста населения Земли. Среди отдельных социальных групп в начале 2020 года уже развиваются тревожные тенденции снижения стандартов здорового, безопасного питания и банального недоедания. Пандемия коронавируса только усугубила продовольственную проблему — для многих стран риск столкнуться с дефицитом еды стал совершенно реальным. По данным ООН, мировые цены на продовольствие в январе 2021 года уже достигли семилетнего максимума. На этом фоне Россия выглядит оазисом продовольственного благополучия, пишут «Известия».
Вопреки кризису и пандемии
Еще до пандемии международные организации фиксировали ухудшение таких базовых показателей, как число голодающих и недоедающих. Их число выросло с 784 млн человек в 2015 году до 821 млн человек в 2018 году. И рост доли таких людей в общей численности населения планеты тоже увеличился за этот период с 10,6 до 10,8%.
Среди главных причин тревожной динамики называют замедление роста экономики и экономические спады, связь сырьевой зависимости ряда стран с продовольственной безопасностью и несовершенство аграрной политики.
— На этом фоне ситуация в российском АПК выглядит вполне оптимистично, — рассказывает генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. — Министру Дмитрию Патрушеву удалось вывести наш агропром на устойчивую траекторию роста, а работа в аграрной отрасли выстроена таким образом, что, несмотря на кризис и пандемию, сегодня стабильный рост производства сельхозпродукции практически не зависит от внешних факторов.
Стимулирование инвестиций
В прошлом году отечественное сельское хозяйство столкнулось встретилось сразу с двумя негативными факторами — коронавирусом и плохой погодой. Однако оперативная и грамотная реакция государства на эти вызовы позволила не допустить сбоев. В итоге ни одно из системно-значимых предприятий АПК не остановило свою деятельность, а полки магазинов были полны даже в период самого ажиотажного спроса.
— С 2005 года агропромышленный комплекс показывает рост показателей как валовой продукции, так и инвестиций, прибыли, есть успехи в импортозамещении — мясо, молоко и молочная продукция, растительное масло и так далее, — констатирует зам.начальника департамента стратегического развития экономического прогнозирования Газпромбанк Дарья Снитко. — Этот рост был следствием реализации программы развития сельского хозяйства, главной частью которой выступило стимулирование инвестиций в отрасль через субсидируемые ставки по кредитам.
По словам г-жи Снитко, рост выпуска агропродукции в кризисном 2020 году был продолжением этой динамики. И даже в период действия жестких карантинных мер в России законодательно не ограничивали работу пищевых и сельскохозяйственных предприятий.
Невероятный результат
И даже масштабная засуха во многих регионах не помешала собрать второй по объемам в истории России урожай зерна — более 133 млн т, а также добиться абсолютных рекордов по сбору гречихи и риса, ячменя, рапса и ржи. А еще в 2020 году аграрии собрали рекордный урожай плодов и ягод в размере 3,6 млн т.
В условиях пандемии такие урожаи — это невероятный результат. При этом, что очень важно, его удалось достичь без привлечения иностранной рабочей силы.
Во многих западных странах эффективность сбора урожая напрямую зависит от мигрантов: ягоды в Швеции традиционно ездят собирать граждане Украины, Армении и других стран, Польша каждый год привлекает на сбор яблок и клубники мигрантов с то же Украины. В 2018 году, после того как ужесточились правила въезда иностранцев в их страны, поляки столкнулись с проблемой острого дефицита рабочих рук, что привело к потере 40% урожая, поскольку украинцы-гастарбайтеры слишком долго ждали получения визы.
Граждане Румынии, Албании, Болгарии и Белоруссии ежегодно приезжали в страны Евросоюза на сезонные сельхозработы. Однако в 2020 году из-за пандемии коронавируса большинству трудовых мигрантов пришлось вернуться домой. А для фермеров Германии, Франции, Австрии, Италии нехватка иностранных рабочих рук стала очень серьезной проблемой.
В России же нашлись ресурсы для сбора рекордного урожая собственными силами.
Быстрая адаптация
Подъем отмечается и в других подотраслях отечественного АПК: увеличилось производство мяса и молока, птицы и яиц. Наибольший же прирост в прошлом году показали пищевая и перерабатывающая промышленность — 3,5%. Это логично в ситуации, когда люди начали массово скупать продукты питания. Всё это говорит о том, что отрасль способна адаптироваться и при грамотном управлении быстро перестраиваться, реагировать на серьезные вызовы и решать приоритетные государственные задачи.
Более того, Россия в 2020 году фактически оказалась едва ли не единственным крупным игроком на сельскохозяйственном рынке, способным обеспечить продовольствием не только себя, но и поддержать испытывающие дефицит еды страны. В прошлом году наша страна впервые стала чистым нетто-экспортером продовольствия, получив при этом максимальные доходы от экспортной деятельности.
— В условиях, когда все страны мира испытывали последствия карантинов, страны-импортеры продовольствия активно наращивали закупки, опасаясь перебоев в поставках, — объясняет Дарья Снитко. — Особенно активен в зарубежных закупках был Китай, всё еще испытывающий последствия уничтожения своего поголовья из-за африканской чумы свиней с 2018 года. Вследствие этого мировые цены на базовые сельскохозяйственные товары росли, особенно подорожали масла — в два раза. Это в том числе поддержало финансовые показатели АПК России на фоне слабого внутреннего спроса.
В 2021 году, по данным Росстата, рост производства по всем основным направлениям продолжился. Отечественный агропром и дальше упрочивает свое положение и вес в российской экономике и остается, пожалуй, главной из тех отраслей, которые вытянут страну из кризиса пандемии.
— То, какой рост за последние годы показало отечественное сельское хозяйство, достойно аплодисментов, это отмечают и иностранные партнеры, и даже наши конкуренты, — отмечает управляющий партнер Agro and Food Communications Илья Березнюк. — Мы стали мировыми лидерами по экспорту пшеницы, на нас теперь ориентируются основные мировые рынки. Также мы уже входим в пятерку крупнейших производителей свинины. Если в 2005 году у нас была самообеспеченность мясом — всего 60%, то в 2020-м — уже 97%. Нужно сказать, что во многом эти успехи обусловлены созданием Минсельхозом прозрачных и понятных правил игры для всех участников рынка.