Человеческие зоопарки — одна из самых постыдных страниц колониальной эпохи.
Человеческие зоопарки Европы. Как людей выставляли в клетках рядом со зверями
Дата публикации: 10 октября 2021 года в 20:22.
Категория: Общество.
11 огнеземельцев: первый человеческий зоопарк
Карл Хагенбек очень любил животных. Он не мог смотреть на то, как бедняги мучаются в клетках на потеху публике. Поэтому он первым создал просторные вольеры с условиями, приближенными к природным — чтобы звери не так страдали и даже вели некое подобие привычной им жизни.
По иронии этот же человек догадался создать человеческие зоопарки — вольеры, в которых наравне с животными содержались люди. Точнее, тогда их за людей никто особо не считал — это были представители племен, которым не повезло попасться под руку европейским исследователям и антропологам (а по совместительству рабовладельцам).
В 1889 году Хагенбек захватил 11 человек из племени селк’нам с островов Огненной земли. Что еще хуже, произошло это с согласия правительства Чили. Фактически это было рабство, только рабов заставляли не рубить тростник, а развлекать публику. Людей по отдельности выставляли как живые экспонаты задолго до Хагебнека, но именно он превратил это в новый (и очень выгодный) бизнес.
Огнеземельцев показывали в «естественной среде обитания»: им создали вольер, в котором они жили якобы как у себя на родине. Это был зоопарк пополам с реалити шоу, который, к тому же, заставлял зрителя верить в свое превосходство. Появление новых зоопарков не заставило себя ждать. Индейцев и африканцев начали захватывать целыми семьями.
1958 год. Бельгия, Брюссель — последний человеческий зоопарк
Практика человеческих зоопарков была бы не так постыдна, если бы так осталась в XIX веке. На самом деле, еще в 1958 году простой бельгиец мог сходить в зоопарк и посмотреть на дикарей в «естественной среде обитания». Эта девочка на фото, сидящая в вольере, стала одним из ярчайших символов колониализма своего времени. Середина XX века, только подумать!
Ота Банга — самый известный экспонат человеческих зоопарков XX века
Ота Банга был пигмеем из Конго, которого в 1906 году поселили в Бронкском зоопарке Нью-Йорка. Так как в представлениях американцев пигмеи были детьми природы, понимающими животных и разговаривающими с деревьями, Оту заставляли вести себя соответствующе. Он должен был ходить в окружении обезьян (а это, вообще-то, опасно для жизни), таскать их на руках и корчить дикие рожи.
На табличке у его вольера значилось:
«Возраст 23 года. Высота 4 фута 11 дюймов. Вес 103 фунта. Доставлен доктором Сэмюэлем П. Вернером с берегов реки Касаи, Конго, Южная Африка. Выставляется каждый день в сентябре».
Также в его обязанности входило стрелять из лука по мелким зверям и птицам и показывать трюки с обезьянами. Несмотря на безумную популярность этого шоу, его пришлось закрыть — шквал критики зоопарка сильно подпортил его репутацию.
Сара Бартман — самый известный человеческий экспонат XIX века
Задолго до Карла Хагенбека людей уже выставляли как экспонаты, правда по отдельности и держали их в клетках, совсем как животных. Самый яркий пример — Сара Бартман (она же — Саартри Баартман) — бушменская женщина, которая стала сенсацией в Европе начала XIX века.
Ее история невероятно трагична: родителей убили во время рейда европейские колонисты, а саму ее привезли как диковинку и выставляли в Лондоне и Париже. Потом, когда интерес поугас, Саартри перепродали в цирк уродов. Она начала заниматься проституцией и спилась. После смерти ее гениталии и мозг заспиртовали, а скелет сохранили. «Готтентотская венера» осталась экспонатом даже после смерти.
О ее истории мы, кстати, уже писали отдельно.
Французский колониальный парк
Французы не отставали от британцев, бельгийцев и американцев и тоже создали человеческий зоопарк, призванный показать мощь колониальной империи. Однако именно во Франции все было сделано с особенной помпезностью. В парке Jardin d’Agronomie Tropicale создали 6 различных зон, которые изображали ту или иную колонию: Мадагаскар, Индокитай, Судан, Конго, Тунис и Марокко.
В каждой из зон (которые были просто вольерами побольше) были построены характерные для того или иного племени здания и поселены целые семьи аборигенов. Всего за 6 месяцев выставки человеческий зоопарк привлек несколько миллионов людей.
Филиппинцы в «Царстве грез», Кони-Айленд, Нью-Йорк
1905 год, парк Dreamland («Страна Грез») в Нью-Йорке. На фото запечатлен самый любимый зрителями момент шоу: группа филиппинцев забивает и потрошит собаку, после чего бросает ее в котел для варки. Публика была в восторге.
«Олимпийские игры дикарей»
В 1904 году в американском Сент-Луисе были проведены «Олимпийские игры дикарей» — спортивные соревнования, в которых участвовали экспонаты человеческих зоопарков, а также индейцы. Сам организатор игр Джеймс Эдвард Саллен заявил, что цель мероприятия — доказать, что примитивные народы — гораздо слабее и менее атлетичны, чем просвещенные белые американцы.
Другие примеры человеческих зоопарков:
«Деревня негров», Германская империя. В свое время любителем этого зоопарка был сам Отто фон Бисмарк:
А вот уже сам император Германии Вильгельм II смотрит на эфиопов в человеческом зоопарке. Гамбург, 1909 год.
Еще одно племя в «натуральных условиях», живущее в европейском зоопарке:
Парижская всемирная ярмарка, 1931 год. Мероприятие было настолько успешным, что его посетили миллионы людей. Особенной популярностью пользовался как раз человеческий зоопарк. Параллельно проходила выставка «Правда о колониях», организованная возмущенными гражданами, которым такое казалось дикостью. Нетрудно догадаться, что она не пользовалась популярностью — живые люди в вольере казались современникам намного интереснее:
Пигмеи, танцующие перед публикой. Танцевать их заставляли дни напролет — пока те буквально не начинали падать с ног от усталости:
1881 год: пятеро индейцев из племени кавескар (Огненная земля) были похищены и привезены в Европу как экспонаты. В отличие от 11 огнеземельцев Карла Хагенбека, этим повезло меньше: их выставляли просто в клетках.
Германский зоолог Лутц Хек и привезенные им экспонаты для изучения — слон и семья аборигенов. 1931 год, Берлинский зоопарк:
Человеческие зоопарки в свое время существовали в Антверпене, Лондоне, Барселоне, Милане, Нью-Йорке, Варшаве, Гамбурге и каждую из них посетили от 200 до 300 тысяч человек. Можно сказать, что это развлечение было едва ли не самым прибыльным в шоу-бизнесе начала XX века.
Западные учёные указывают, что зоопарки с неграми в конце 1920-х – начале 1930-х были свёрнуты не из-за пробудившегося гуманизма в Белых странах, а по причине Великой Депрессии. У простого народа не стало денег на посещения увеселительных и познавательных мероприятий, а содержание подобных зверинцев обходились недёшево. Не случайно зверинцы с ними наиболее долго существовали в самых благополучных странах того времени – Швейцарии и Швеции.
Сегодня парижский зверинец, где содержались негры, стоит заброшенным. Строения там разрушаются, территория заросла лесом. Недавно местная мэрия решила выделить 6,5 млн. евро на его возрождение, уже просто в качестве парка. Но общественность возмутилась этим предложением, напомнившим её о самых жутких временах колониализма, и решила оставить зоопарк, как есть – в заброшенном состоянии. Мэрия Парижа пошла на попятную.
Разумеется, Западу сегодня стыдно за те делишки, что вершились им столетие назад. Но то же европейское общество предпочитает говорить о толерантности и мультикультурализме только у себя на континенте. На всё ужасное, что находится за пределами их территории, они предпочитают закрывать глаза.
К примеру, никакого возмущения на Западе не вызывает последний оставшийся в мире зоопарк с неграми. Потому что он находится не в Первом мире, а в Третьем – в Индии. Точнее на Андаманских островах, принадлежащих этому государству. Индийское правительство решило сохранить там в первозданном виде жизнь местных туземцев, относящихся к негроидной расе (считается, что это единственный случай в истории, когда африканские негры покинули пределы континента в поисках новой родины).
Индийские власти запрещают туземцам цивилизоваться, дабы не нарушить «естественную среду» – носить европейскую одежду, пользоваться техническими предметами, учиться и лечиться. Но это всё было бы полбеды. Ареал обитания туземцев огорожен проволокой, за неё выходить им запрещается. По зоопарку проложены дороги, и туристы из машин наблюдают за первобытной жизнью местных негров. Туристам запрещается кормить людей из зверинцев, но туземцы всё равно наловчились выпрашивать у них самые любимые ими лакомства – бананы и пшеничный хлеб.
Лондонские турагентства продают путёвки в этот зверинец даже не скрывая их истинного названия – Human Zoo.
Историк Курт Йонассон объясняет исчезновение человеческих зоопарков не только распространением идей равноправия наций, которые распространяла тогда Лица Наций, сколько наступлением Великой Депрессии 1929 года, когда у простых людей не стало денег на посещение таких мероприятий. А где-то — как в Германии с приходом Гитлера — власти волевым порядком отменили такие «шоу».
Если уж сравнивать разные европейские народы по «уровню расизма», то вот факты: во время Первой мировой войны в Африке территории германских колоний площадью в 2 953 000 км2 и с населением в 12 миллионов человек во время Великой войны защищали войска общей численностью в 15 тысяч человек. И защитили. Колониальные народы, особенно в Восточной Африке, поддерживали немцев, охотно шли в их армию и воевали с британцами. Колониальный режим Германии было значительно МЯГЧЕ британского. Немцы были намного меньшими расистами.
Получается, что, во-первых, европейская цивилизация породила науку… Но на практике использовала ее в основном, только когда хотела.
А во-вторых, европейцы, особенно англо-саксы, совершили еще одну принципиальную ошибку и были очень настойчивы в ней. Они исходили из того, что ВСЕ европейцы совершенны, а ВСЕ туземцы — примитивны. Имея дело с японцами, китайцами, Даже с индусами и жителями Индонезии, им быстро пришлось дифференцировать: допускать хотя бы часть туземцев в свое общество… Хотя бы на его задворки.
Если бы европейцы применяли такой же подход последовательно и ко всем — их политика была бы несравненно симпатичнее. К сожалению, их жесткость и негибкость, тупое подчеркивание своего превосходства сводят на нет все симпатичные черты колониализма. Народам бывших колоний трудно быть естественно благодарными — при том, что главного колониализм объективно все же достиг!
Он создал единую мировую систему хозяйства, вовлек в нее и тем самым в цивилизованную жизнь сотни миллионов неевропейцев. Он дал возможность войти в цивилизацию если не всем, то многим представителям колониальных народов.
Ниже фотографии парижских зоопарков с неграми, 1904-1910-х годов (а также одно фото из Швейцарии, первое в галерее):
Использованные источники: