Власти Хакасии свой очередной провал попытались выдать за победу

Дата публикации: 1 декабря 2021 года в 16:04.
Категория: Политика.

Придворное информационное агентство правительства Хакасии заявило, что власти республики якобы добились увеличения квот на вывоз угля по Транссибу для добывающих компаний региона. Однако сенсационно-позитивная новость оказалась фейком, который опровергли промышленники.

В этом году Хакасия отправила на экспорт в восточном направлении вдвое (!) меньше угля, чем годом ранее. И это при том, что спрос и цены на топливо в Юго-Восточной Азии ставят исторические рекорды. Но угледобытчики республики оказались лишними на этом празднике. Ни прибылей им, ни дополнительных денег казне. Причина такого фиаско — в несостоятельности властей республики. 

Сейчас Китай и другие азиатские страны скупают уголь, как не в себя. В итоге цены на твердое топливо в сентябре взлетели до исторического рекорда $270 за тонну, это при том, что в 2019 году они падали до $40, а в прошлом году составили в среднем около $60. 

В Хакасии угля много. Казалось бы, пользуйся моментом да наращивай добычу и отгрузку. Но есть давняя проблема — Транссиб. Его пропускная способность ограничена и давно не соответствует современным логистическим потребностям страны. 

Власти России о проблеме знают, на реконструкцию Транссиба и БАМа выделены огромные средства (более 1 трлн рублей!) из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Это один из приоритетных инфраструктурных проектов. Работы по расширению пропускных способностей магистралей уже идут. Но дело это не быстрое. Скоро только кошки и мемы в интернете родятся. А чтобы пробить второй Северомуйский тоннель и построить мосты через великие сибирские реки нужны годы. 

Вторая проблема в том, что угля много не только в Хакасии, но и в других российских регионах — в Кузбассе, в Якутии, в Бурятии, в Приамурье и в Приморье. И работающие там компании и власти тоже хотят заработать и протолкнуть побольше своей продукции на вывоз по Транссибу. Поэтому идет борьба за места в вагонах. Битва за квоты и лимиты на вывоз. 

В этой схватке есть победители — вроде руководства Кузбасса и Якутии и есть лузеры — власти Хакасии. Лоббистские способности губернатора Коновалова и его министров величина почти неотличимая от нуля. Поэтому вывоз угля из региона в ноябре упал до исторического минимума. 

Тем удивительнее, что близкое к Серому дому информагентство ИА «Хакасия» накануне опубликовало материал под сенсационным заголовком: «Восточный коридор открывают для Хакасии, цель достигнута»

Под этой многообещающей шапкой оказалось интервью с главой Минэкономразвития министром экономического развития Виктором Богушевичем, который рассказал об успехах, которые он и другие хакасские чиновники якобы достигли на переговорах с федеральными министрами и руководством РЖД по поводу увеличения отгрузки угля в восточном направлении. 

Речь идет о состоявшемся 23 ноября совещании у первого вице-премьера России Андрея Белоусова, по итогам которого в адрес Минтранса и ОАО РЖД было направлено письмо с предложением «обсудить с правительствами Хакасии и Бурятии предложения по обеспечению вывоза из этих регионов угля на экспорт в восточном направлении», «в том числе в объеме не менее среднего значения за 2018–2020 годы». При этом в письме Белоусова сделана оговорка, что следует «оценить влияние на структуру перевозок в целом и угольной продукции из субъектов РФ в частности, а также на финансовый результат ОАО РЖД»

Как видим, речь пока идет лишь «об обсуждении возможности», да и то с учетом многих других факторов. А это очень далеко от «Ура, заработало! 

В угледобывающих компаниях региона информацию о том, что вопрос об увеличении вывоза уже решен тоже не подтвердили. 

Исполнительный директор Разреза Аршановский Евгений Юрин заявил «АИС»: «Никаких конкретных решений по увеличению отгрузки для из Хакасии пока нет. Да, Белоусов (Андрей Белоусов, первый зампредседателя правительства РФ - «АИС») действительно подписал письмо и мы все надеемся на лучшее будущее, но пока это только надежды». 

На разрезе Майрыхский компании «Коулстар» сообщили, что «никакой конкретики по увеличению вывоза нет. Этим вопросом занимается наш московский офис. Но планов по вывозу на декабрь оттуда еще не дали»

В «Русском Угле», у которого в Хакасии действуют разрезы Степной и Кирбинский комментарий получить не удалось. 

В СУЭК от комментариев отказались. 

Справедливости ради отметим, что даже сам глава Минэкономики республики Виктор Богушевич в своем интервью для ИА «Хакасии» о победах, мягко говоря не рапортовал. И чрезмерно оптимистичный заголовок не соответствует размещенному под ним содержанию. Можно даже сказать, что одно другому противоречат. 

На самом деле после чтения интервью Богушевича на ум приходит анекдот про хромую кобылу, которая после проигрыша в скачках объясняла: «Ну не шмогла я, не шмогла...»

Министр по сути признается: «Мы ездили, мы просили, но не преуспели...». А чтобы как то оттенить свой провал Богушевич упирает на то, что «послали» не только его с Войновой, но и других неудачников - из Бурятии. 

Совсем смешно выглядит, когда Богушевич обиняками говорит о том, что причиной его с Войновой провала стало то, что федеральное правительство в экономике не понимает и своего счастья не видит. 

«По углю, к сожалению, был упущен момент, когда были пиковые цены на экспорт угля. Я считаю, что правительство Российской Федерации упустило выгоду, не только наш регион. Понятно, что мы с Бурятией пострадали больше всех»

То есть министр из Хакасии намекает, что Мишустин с Белоусовым должны у него поучиться, как деньги зарабатывать. Ага, сейчас!

Руководство страны прекрасно знает сколько всего физически можно ввезти угля по железной дороге. Именно столько, по максимуму, его и вывозят. При этом федеральный бюджет получит с этого объема все отчисления сполна. А вот вопрос о том, из каких регионов и в каких пропорциях будет формироваться общий экспортный поток - для Москвы уже вторичен. Россия мать суровая, но справедливая. И демократичная. Детей (регионов) у нее много и всем дано право отстаивать свои интересы. Если кто-то из губернаторов со своей командой оказался более пробивным, энергичным и убедительным — молодец! Он получает плюс в карму, в казну и в уважении земляков. А если во главе субъекта человек слабый и криворукий, так путь жители данного региона обижаются на себя — они сами такого выбрали. У нас демократия. 

В России, слава Богу ништяки раздают в основном за реальные заслуги и достижения, а не по принципу западной «толерантности» - нетрадиционно окрашенным и альтернативно ориентированным. 

И вот по принципу суровой справедливости и демократии ситуация с экспортом угля такова: Хакасия в этом году экспортирует на восток лишь половину прошлогодних объемов своего угля из-за необходимости пропустить кемеровский и якутский транзит. Фактический вывоз угля на восток из Хакасии в 2020 году составил 11,4 млн тонн, сообщает «КоммерсантЪ»

За десять месяцев Хакасия сократила погрузку на экспорт в восточном направлении на 50,4%, до 5 млн тонн угля. Бурятия в том же направлении погрузила 5,5 млн тонн, потеряв к тому же периоду 2020 года 33,8% объемов. При этом Амурская область нарастила свои объемы более чем на 300%. Кузбасс же поставил 43 млн тонн — на 2,4% меньше, чем год назад.

И даже если пресловутое письмо Белоусова в Минпромторг и АО «РЖД» будет иметь последствия, речь пойдет лишь о том, что Бурятия и Хакасия получат гарантированную квоту отправлять по Восточному полигону по 9,1 млн тонн угля в год. Такой объем взят из среднегодовых значений вывоза для этих регионов за 2018–2020 годы. 

Для Хакасии 9 млн тонн — это меньше чем в нынешнем году! 

Поэтому даже Богушевич постеснялся назвать такой результат своим успехом в переговорах: 

- Белоусов принял определенное решение. Конечно, не то, что мы хотели. Это на уровне среднего значения 2018-220 годов. Мы считаем, что 18-й год нельзя брать в приоритете, так как только-только начиналось развитие угольной отрасли. Мы хотели, чтобы это был 19-20-й годы, тогда на 1 млн тонн было бы больше с вывозом на восток, - признался глава Минэкономразвития Хакасии.

И остается только один вопрос: кто додумался поставить над изложением этих печальных фактов и признаний лживый заголовок «Восточный коридор открывают для Хакасии, цель достигнута»". Столь фальшивая вывеска - это собственная инициатива неадекватной редакции придворного информагентства, или это был приказ кураторов из Серого дома? И на что был расчет? На то, что «тупой пипл схавает, поскольку дальше заголовка все равно не читает»? 

Но это нужно совсем не уважать жителей Хакасии, чтобы так работать.

Новости по теме