Власти Хакасии решили разорить абаканское троллейбусное управление и оставить город без электротранспорта
Дата публикации: 8 декабря 2021 года в 18:01.
Категория: Скандалы.
Троллейбусное управление Абакана с начала 2022 года будет не вправе возить пассажиров по прежней цене. Как поспешил заявить руководитель Госкомтарифэнерго Хакасии Манук Данданян, это будет считаться «нарушением основ ценообразования».
В Госкомтарифэнерго сами или с чьей-то подсказки вдруг пришли к выводу, что за последние два года муниципальное Троллейбусное управление якобы получило «избыточно» около 6 млн рублей.
Просто удивительно, откуда могли взяться такие «излишки». Ведь проезд в абаканских троллейбусах сейчас стоит всего 18 рублей, хотя еще в 2019 году экономически обоснованный тариф для электротранспорта официально составлял 36 рублей. То есть, бюджет Абакана компенсировал ровно половину цены билетов.
Более того, даже от этой невысокой цены в 18 рублей, льготники и пенсионеры, платят в троллейбусах 50% - то есть всего девять рублей.
А теперь власти республики решили нанести новый удар по казне Абакана, сделав троллейбусные перевозки еще более убыточными! Что ставит под вопрос сам факт существования экологичного и удобного общественного электротранспорта. Бюджет города не резиновый и не может бесконечно покрывать убытки, тем более - внезапные и непредвиденные.
Шантаж? Или показалось?
При этом Манук Данданян также заявил, что республика готова поддержать столицу в части сохранения социального транспорта. Но тут же посетовал, что законного механизма такой поддержки сами региональные чиновники не видят, а потому ждут, что чудесный алгоритм им придумает и предоставит мэрия.
В мэрии же уверены, что принимая решение ооб удешевлении билетов, люди в Сером доме и Госкомтарифэнерго руководствовался отнюдь не заботой об интересах граждан, а имели другие мотивы - в том числе судебный спор.
Дело в том, что ранее Троллейбусное управление Абакана подало иск на правительство республики, требуя взыскать с него 6 млн рублей в качестве компенсацию части затрат предприятия за два месяца пандемийного года.
По странному стечению обстоятельств, сумма, на которую сейчас власти региона грозят сократить доходы троллейбусников путем снижения цены билетов, тоже равна 6 млн рублей.
При этом информированные источники «АИС» в правительстве Хакасии рассказали, что Манук Данданян и другие региональные чиновники почти открытым текстом предлагали абаканской мэрии сделку: «Если вы отзовете свой иск, мы не будем заставлять вас снижать цены на проезд».
А от такой постановки вопроса уже нехорошо пахнет и на ум почему-то приходит слово «шантаж».
Однако этот конкретный неприятный эпизод лишь вновь подтвердил то, о чем давно твердят в администрации Абакана: коренного пересмотра требует сам подход к субсидированию пассажирских перевозок в республике.
Речь идет о пресловутом 62-м постановлении правительства Хакасии, согласно которому субсидии из региональной казны на пассажироперевозки полагаются всем муниципалитетам... кроме столицы.
Поэтому в отличие от других городов и районов, Абакану приходится за свой счет дублировать нерегулируемые перевозки и оплачивать из городской казны компенсации за работу маршрутов с невысоким пассажиропотоком, но востребованных льготниками.
Насколько это сложно и дорого для города - в правительстве республики либо не понимают, либо сознательно не хотят понимать. И тем самым ставят под вопрос перспективу дальнейшего существования и так с трудом выживающего троллейбусного хозяйства.
Есть вполне реальная угроза, что абаканцы просто потеряют навсегда столь любимые ими троллейбусы.
Кто выиграет от уничтожения троллейбусного парка
Если посмотреть на ситуацию по принципу «кому выгодно», то сразу вспоминается фактический монополист в сфере автобусных пассажироперевозок Александр Семенов. Который возглавляет фракцию КПРФ в парламенте Хакасии является давним соратником и даже наставником губернатора Валентина Коновалова. А еще Семенова называют главным «кошельком» и спонсором для хакасского отделения компартии.
Недаром одно из первых решений, которые подписал Коновалов, оказавшись в губернаторском кресле, стало повышение тарифа на проезд в городских коммерческих автобусах, львиная доля которых принадлежит его однопартийцу Семенову.
А потом губернатор коммунист ввел жесткие ограничения для работы такси, которые в Абакана, были так дешевы, что реально конкурировали с семеновскими автобусами.
Если же с улиц Абакана исчезнут и муниципальные троллейбусы, все, кто ими пользовался будут вынуждены пересесть в маршрутки красного капиталиста Семенова.