Россия может отказаться от признания прав Запада на интеллектуальную собственность

Дата публикации: 13 февраля 2022 года в 09:09.
Категория: Экономика.

КОЛЛАЖ: ТАМАРА ЛАРИНА / "Эксперт"КОЛЛАЖ: ТАМАРА ЛАРИНА / "Эксперт"

Российскому бизнесу непросто использовать даже радикальные контрсанкции для увода отечественной экономики из-​под внешнего давления. Но для США наш отказ от признания их патентов все равно станет очень плохой новостью.

Угрозы ведения максимально жестких антироссийских санкций, ежедневно транслируемые западными политиками по дипломатическим и иным каналам, заставляют Россию искать более сильные, чем продуктовое эмбарго или прекращения вещания Deutsche Welle на территории РФ, «антидоты». Тем более, что токсичная санкционная риторика со стороны Америки и ее европейских союзников нарастает, буквально, с каждым днем.

С точки зрения экономического ответа в данном контексте часто упоминаются ограничения поставок углеводородов, титана и прочего сырья, закрытие воздушного пространства и транзитных транспортных коридоров, переход на международные расчеты в юанях. 

Все эти мероприятия, безусловно, ощутимо скажутся на комфортном самочувствии наших «партнеров» с Запада, однако принесут в себе риски и для самой России. От них могут пострадать многие отечественные предприятия.

Патент на патент

По мнению части экспертного сообщества, наиболее эффективным экономическим оружием, которое при условном выстреле в оппонентов не ранило бы заодно и нас самих, может стать отказ от признания зарубежных патентов. В первую очередь – американских. Более того, это решение способно поддержать отечественный бизнес в весьма непростой ситуации.

«Существует зона колоссальной уязвимости Соединенных Штатов. Это патенты, интеллектуальная собственность. В 2013 году в США ценность выданных патентов оценивалась в 5 трлн долларов. За эти годы она, конечно, подросла и по скромным оценкам сейчас составляет не менее 6 трлн долларов. Если бы Россия в ответ на обострение кризиса пошла на разрыв отношений с США, то на экономическом языке это означало бы: “мы вас не знаем, а значит можем не признавать ваши бумаги”. И мы cмогли бы просто освободить все американские патенты», — заявил «Эксперту» директор Института нового общества, руководитель Центра политэкономических исследований Василий Колташов

По мнению эксперта, сделать это можно сделать разными способами. Например, в форме разрешения на нашей территории кому угодно производить, копировать, взламывать, имитировать, продавать и так далее американскую и европейскую продукцию. Также это можно сделать на основе выдачи собственных патентов на американские. 

«Так американцы в XIX веке покрывали английские патенты. Есть английский патент, но приходит американский предприниматель и приносит все тоже самое. Ему дают американский патент. В самом деле, не принимать же в расчет английский патент в США! Эта политика была очень эффективной для развития американского капитализма и промышленности, производства и технологий. Они догнали и в результате перегнали Великобританию», — считает Василий Колташов.

В случае такого поворота событий только первоначальные потери Соединенных Штатов, по его оценке, составят порядка 10 трлн долларов. Около 60% от этой суммы «дядя Сэм» и его племянники недосчитаются непосредственно в силу утраты прав на интеллектуальную собственность. 

Мировые производственные цепочки перестроятся

«Раз патенты улетели в никуда, значит больше невозможно, как прежде, зарабатывать на их основе, держать прежние цены. Произойдет падение ценных бумаг американских компаний. Например, фармацевтических. Если можно разложить любую американскую таблетку в лаборатории и производить тоже самое, тогда зачем эти бумаги? Ведь понятно, что американские медикаменты завышены в цене. Это основано именно на обладании интеллектуальной собственностью», — заметил директор ИНО, добавив, что Голливуд также попрощается со своими доходами.

Потерпевшим окажется и Microsoft, так как можно будет взламывать программное обеспечение, и это будет законно. Список можно продолжать. Далее многие американские корпорации получат очень неприятные требования кредиторов, не уверенных в устойчивости финансируемого ими бизнеса. Все это способно похоронить 40 лет строительства, так называемой, «новой экономики» США.

Закупить же производственные мощности для этого, например, в Китае тоже будет не так просто потому, что «не все Китай продаст». Кроме того, необходимо подготовить собственных специалистов, а это занимает время. Таким образом, получается, что отказ от того или иного патента не всегда оперативно закрывает вопрос.

«Можно будет все копировать, закупать в Китае промышленное оборудование и начинать собственное производство микрочипов, таблеток и, вообще, чего угодно. И то, что к нам перестанут везти айфоны, не будет иметь уже никакого значения. Все мировые производственные цепочки перестроятся. США не будут на вершине этой системы, они с нее скатятся. Кстати, с точки зрения американского рабочего класса, который там презрительно называют реднеками, это даже хорошо. Его ценность резко возрастет», — подчеркнул Василий Колташов.

Если с российской стороны официально заявят только лишь о потенциальном намерении отказаться от признания патентов, то это будет означать, что напряжение дошло до предела. «Такая психологическая атака может иметь успех. Она станет фантастическим по силе стрессом для американского фондового рынка, для его секторов-​локомотивов», — полагает Василий Колташов.

Однако политолог, заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев считает, что зарубежные рынки ценных бумаг в результате «переварят» возможность утраты контроля за правами на интеллектуальную собственность, а отечественному бизнесу довольно сложно будет быстро воспользоваться преимуществами, полученными благодаря отказу от патентов.

В качестве примера эксперт привел ситуацию с чипами. «Есть очень сложная проблема, возникшая еще во времена Хрущева и передавшаяся современной России. Она связанна с элементной базой микроэлектроники. Даже если мы откажемся от американских патентов и начнем производить чипы сами с нуля, для производства одного высокоуровнего чипа нам потребуется около 5 млрд долларов и 5 лет», — рассказал «Эксперту» Андрей Суздальцев.

«Это очень взаимозавязанный рынок, очень вязкий. Сказать, что мы отменим патенты и все сразу сами произведем — нельзя. Мы не очень крупная экономика, не Китай, чтобы запускать сразу целые отрасли. Но что-​то, конечно, мы произведем. Это такой военный сценарий, это почти война. Не думаю, что до этого дойдет. Хотя, когда вчера выступала министр иностранных дел Великобритании Лиз Трасс — это было что-​то невероятное. Дама приехала и говорила, как с какими-​то рабами. Чуть плетку не достала», — подвел итог эксперт. 

Источник: "Эксперт"

Новости по теме