Норвегия не станет спасать Германию поставками газа
Дата публикации: 14 марта 2022 года в 09:35.
Категория: Экономика.
Фото Wirtschaftswoche
Финансовый эксперт Wirtschaftswoche Джулия Грот (Julia Groth) поясняет, что многие норвежские месторождения добывают как нефть, так и природный газ, например, месторождение Осеберг. Оно управляется энергетической группой Equinor, контрольный пакет акций которой принадлежит норвежскому государству. До сих пор приоритетом была добыча нефти. Если Equinor увеличит добычу газа, компании придется оставить часть нефти неизвлеченной, потому что в этом случае упадет пластовое давление. Степень, в которой более высокая добыча природного газа влияет на добычу нефти, в каждом месторождении индивидуальна, пишет .
Компетентные органы должны принять решение о возможном изменении парадигмы в политике финансирования. И последнее, но не менее важное: решение будет зависеть от того, как будут развиваться цены на нефть и природный газ. Цена на нефть в последнее время выросла больше, чем цена на газ. Так что это само по себе вряд ли является аргументом в пользу добычи большего количества газа и меньшего количества нефти.
Доходы в этом году от добычи нефти и газа норвежское правительство оценивало в 277 миллиардов крон (28 миллиардов евро). Но из-за значительного роста цен вскоре они могут стать рекордными — деловая газета Dagens Næringsliv сообщает, что по прогнозу они вырастут в шесть раз.
Трубопроводы на пределе
По крайней мере, на газоконденсатных месторождениях добыча должна быть скоро увеличена. Нефтяная дирекция в Ставангере, отвечающая за выдачу лицензий на добычу, уже получила соответствующие запросы, сообщил представитель компании в ответ на запрос WirtschaftsWoche. Однако возникает проблема с транспортировкой сырья.
Часть природного газа, которую Норвегия экспортирует в другие европейские страны, в основном транспортируется по трубопроводам Gassco, например, в Эмден на севере Германии. Однако магистрали норвежской государственной компании загружены практически полностью. Для того, чтобы транспортировать больше газа в Европу, необходимо увеличить пропускную способность трубопровода. А на это нужно время.
По этим причинам тогдашний министр нефти и энергетики Норвегии Марте Мьёс Персен из Социал-демократической рабочей партии в начале февраля отклонила это предложение. Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен и другие политики сделали представление в Осло незадолго до того, как начались военные действия на Украине и потребовали дополнительных поставок природного газа. Министр наотрез отказалась: Норвегия уже экспортирует столько, сколько может – трубопроводы заполнены до предела.
До сих пор неясно, смотрит ли на вещи по-другому коллега по партии и преемник Мьёс Персен - Терье Осланд. Осланд находится в должности только с 7 марта. Сообщается о ведущихся переговорах между Норвегией и ЕС, как на политическом уровне, так и между компаниями. По оценкам в этом году Норвегия может увеличить экспорт природного газа в Европу примерно на четверть. Однако пока неизвестно, как новый министр энергетики намерен решать транспортную проблему. Запрос немецкого издания WirtschaftsWoche в Министерство энергетики Норвегии остался без ответа.
Больше газа, но не для Германии
Ясно одно: норвежский природный газ не сможет заменить российский газ в краткосрочной перспективе. Однако в среднесрочной перспективе есть проблеск надежды, в том числе потому, что в мае должна возобновиться добыча на пятом по величине месторождении природного газа в Норвегии. Месторождение Snøhvit в Баренцевом море, которым управляет Equinor, простаивает с осени 2020 года. В то время произошел пожар на технологическом заводе на острове Мелкойя, где сжижается газ месторождения Snøhvit. Открытие несколько раз откладывалось из-за технических проблем, но этой весной оно должно состояться.
Если перерабатывающий завод на Мелкойя снова заработает, годовая добыча природного газа в Норвегии может увеличиться на пять процентов. Завод может перерабатывать до 18,5 млн кубометров газа в сутки. Единственно, вряд ли что-то из этого достанется Германии, по крайней мере, напрямую. Газ с месторождения Snøhvit транспортируется в континентальную Европу в виде сжиженного природного газа (СПГ), а в Германии еще нет СПГ-терминала. Вероятно, пройдет несколько долгих лет, прежде чем появится запланированный терминал на немецкой земле.