Вес залпа: Огневая мощь артиллерии стала решающим фактором спецоперации «Z»
Дата публикации: 30 мая 2022 года в 21:26.
Категория: Политика.
В первой фазе спецоперации роль артиллерии была не столь определяющая. Во-первых, стремительные танковые и десантные прорывы февраля 2022 года не предполагали массированной артиллерийской подготовки. В лучшем случае по разведанному скоплению противника отрабатывали крылатыми или оперативно-тактическими ракетами. Во-вторых, судя по всему, у российских войск в начале операции просто не было достаточного количества ствольной и реактивной артиллерии полкового и дивизионно-армейского уровней. Но именно сейчас эта техника играет важнейшую роль на всех участках украинского фронта. Образно говоря, конфликт, начавшийся как типичная операция XXI века, к настоящему времени перешёл к реалиям середины XX века. От «богов войны» зависит теперь многое, и отечественная артиллерия успешно справляется с задачами. Прежде всего, это открыто признаёт противник. В многочисленных сообщениях наёмники и доморощенные националисты жалуются на серьёзный артиллерийский прессинг.
Боец 25-й отдельной воздушно-десантной бригады ВСУ в интервью пояснил:
«Ситуация очень плохая… Российские войска просто уничтожают всё артиллерией, обстреливая день и ночь».
Вторит ему сбежавший домой в Литву наёмник Повилас Лимонтас:
«Если вы вступили в перестрелку с русскими, то у вас есть только 10 минут до начала налета по вашим позициям русской артиллерии».
Киевский пропагандист и главный «успокоитель» Украины Арестович открыто говорит, что националисты на Донбассе отступают под ударами дальнобойной артиллерии и ракет. И, естественно, требует от Запада очередных поставок тяжелого оружия. В последний раз виновными были назначены немцы, затягивающие с поставкой Leopard, Gepard и Marder.
«Мста-С»
На допросах пленные подтверждают, что основные потери украинская сторона несёт от артиллерийского огня. В некоторых подразделениях до 40-50 % личного состава выбито именно артналетами. И это вполне закономерно.
В отличие от первой фазы российского наступления, сейчас войска идут вперёд только после предварительной артиллерийской зачистки. В этом, кстати, и таится причина кажущейся неторопливости развития событий на Донбассе. Надо понимать, что противник насыщен высокотехнологичной техникой – дронами-камикадзе, разведывательными БПЛА, тепловизорами, современными ПТУРами и ПЗРК. Гораздо проще перемолоть это даже не авиацией, а именно артиллерийским огнём.
Как справедливо заметил американский аналитик и бывший инспектор ООН Скотт Риттер, способность пробивать оборону противника артиллерией и ракетами ещё очень долго будет побеждать в бою. И Украина здесь не исключение. Просто потому, что западный «хай-тек», поставленный странами Запада, гораздо быстрее и чаще выходит из строя, чем, к примеру, гаубица Д-30 и самоходка «Акация».
Например, аккумуляторы печально знаменитых Javelin у части изделий были просто разряжены. В этой связи Риттер выразил сомнения и в эффективности хвалёных только на бумаге истребителей F-35. Оружейные высокие технологии хороши, только когда под боком есть тихий и безопасный аэродром. Хорошо отбомбиться где-нибудь над полудиким Афганистаном, а потом приземлиться на чистую бетонную ВПП и выпить чашечку кофе, пока техники обслуживают капризную электронику. А когда позиции на фронте и тыловые части обстреливают круглые сутки - на первый план выходит неприхотливость и надёжность техники. С этим у российской артиллерии, как и у остальной военной техники, всё в порядке.
Немаловажной причиной широкого применения артиллерии стала «зеленеющая» Украина. Проще говоря, даже с разведывательного дрона порой не всегда видно расположение частей противника. Чем подвергать опасности очередную колонну бронетехники, гораздо разумнее заранее перепахать «зелёнку» снарядами.
Военные телеграм-каналы насыщены видами украинских полей, испещрённых тысячами артиллерийских прилетов. Не Верден, конечно, но очень близко.
В принципе, по такой схеме и проходит сейчас наступление армии России. Сначала разведка (наземная или воздушная), затем аккуратный огневой вал артиллерии, потом танки и пехота. Примерно так же Красная армия выкуривала вермахт в ходе Висло-Одерской операции. Немцы в определённый момент научились отползать на вторую линию обороны, пережидать артналет, а потом возвращаться обратно, встречая огнём наступающие танки и пехоту. В ответ на эту уловку получили плавное перемещение фронта огня советской артиллерий от переднего края вглубь обороны вермахта.
Взлом обороны
Положение украинских войск будет ухудшаться с каждым днём. Всё дело в позициях, которые они сейчас вынуждено покидают на Донбассе. За 8 лет они успели построить новую линию Мажино, брать которую в лоб можно после тотального уничтожения укреплений тяжелой артиллерией. Никто этого делать не собирается, поэтому националистов либо закрывают в котлах, либо вынуждают отступать.
А куда отступать? В чистое поле, леса и города. Во всех случаях так себе защита от артналета. Недаром мы видим всё больше видеосвидетельств с разбитыми снарядами украинскими блиндажами и перепаханными артогнем окопами на опушках леса.
На всём протяжении Украины до самой западной границы ни одного укрепрайона, сравнимого с донбасским, не создано. Конечно, за исключением городов и промышленных предприятий. Но здесь националисты отлично понимают, чем это им грозит на свежем примере бандитов с «Азовстали». Именно поэтому личный состав ВСУ и нацбатов продолжит погибать под снарядами и ракетами либо благоразумно уйдёт в плен.
Среди преимуществ союзной артиллерии на полях сражений Украины есть несколько самых неоспоримых. В первую очередь, у России гораздо больший ресурс в технике, и она очень специфичная для разных условий. Качество и вес залпа российской артиллерии – это сейчас ключевой фактор взлома украинской обороны. Системы залпового огня трёх калибров – 122-мм «Град» / «Торнадо-С», 220-мм «Ураган» и 300-мм «Смерчи». Конечно, некоторые системы уходят своими корнями в 70-е годы прошлого столетия, но от этого совершенно не теряют актуальность.
Ствольная артиллерия калибра 152-мм представлена сразу двумя гаубицами – «Акация» и «Мста-С», и самоходной пушкой «Гиацинт-С». «Резерв Главного командования» представлен 203-мм орудием «Малка» и 240-мм минометом «Тюльпан». С «Малкой» ситуация вообще складывается уникальная. Этому орудию в большинстве случаев не страшна контрбатарейная борьба ВСУ – дальность стрельбы позволяет работать по безнаказанному принципу «длинной руки».
На полковом уровне из самоходной техники – 122-мм «Гвоздика», 120-мм «Нона» и «Вена». И это только перечисление самоходной артиллерии, способной оперативно перебрасываться от одного участка фронта к другому и даже уклоняться от ответного огня!
Украина же, напомним, уже потеряла более полутора тысяч своих артсистем. Ни в США, ни в любой другой стране НАТО нет даже приблизительно такого количества артиллерии, какое может противопоставить Россия. Только 152-мм орудий «Гиацинт-Б» более 1 тысячи, а количество гаубиц Д-30 подбирается к 5 тыс. Европейцы с американцами смогут обеспечить Украине хотя бы примерный паритет, лишь полностью вычистив свои арсеналы. А это значит, что потенциал поставок западного оружия в конце концов иссякнет.
Д-30 на репетиции парада Победы в Донецке. Орудие, конечно, устаревшее, но нисколько не потерявшее своей актуальности в условиях спецоперации.
Не стоит считать, что отечественная артиллерия бьёт исключительно по площадям, как ов время Великой Отечественной. Сейчас вся техника, по возможности, работает в связке с беспилотниками для коррекции и разведки, что позволяет оперативно реагировать на угрозы и избегать лишних жертв.
Немаловажно, что союзные силы на данном этапе гораздо лучше украинцев обеспечены снарядами – это позволяет вести сосредоточенный огонь практически круглые сутки.
А вот поток боеприпасов для техники ВСУ постепенно иссякнет – в странах НАТО нет производства калибров советского образца, как нет их и в самой Украине. Оставшиеся же артиллерийские склады либо уже на освобождённой территории, либо частично уничтожены.
Отсутствует у украинских националистов и возможность уничтожать логистические цепочки снабжения в глубине тыла союзных сил. В отличие от России, которая, кажется, до сих пор пользуется этим не в полную силу. И потому на фронте все же появляются французские Caesar, итальянские FH-70 и американские «три топора» M777. Недооценивать эту технику нельзя, но импортные поставки неизбежно поставят сложный вопрос ремонта и эксплуатации. Даже если орудия останутся целыми, ситуация с плановым ремонтом (не говоря об аварийном) такой разношёрстной компании будет непростая – боевые условия далеки от тепличных европейских. Достаточно посмотреть на облегчённый лафет аэротранспортабельной М777, чтобы понять, сколько он продержится на фронтовых дорогах.
Надо отдать должное украинским артиллеристам – они за восемь лет обстрелов Донбасса научились бить точно по целям. Это не раз уже признавали российские военные. Причин несколько: во-первых, точные разведданные от американцев, во-вторых, широкое использование дронов-корректировщиков, и в-третьих – контрбатарейные системы AN/TPQ-36, которых на Украине не менее 20 штук.
Однако точность украинской артиллерии не носит массовый характер на фронтах. Фактически артналеты возможны только на участках, где слабая разведка и контрбатарейная борьба. Очаги сопротивления, пусть и высокотехнологичного оружия, оставаться будут всегда, и они становятся приоритетными целями в ходе артиллерийского взлома обороны.