Обратный выкуп и надлежащее информирование: новые правила продажи сложных финансовых продуктов
Дата публикации: 1 июля 2022 года в 12:04.
Категория: Экономика.
Причем все сведения, доведенные до клиента в устной форме, должны полностью соответствовать тому, что написано в информационных документах, с которыми человек должен ознакомиться и подтвердить это своей подписью. Форма и содержание этих документов утверждены Указанием Банка России.
За нарушение новых правил Банк России вправе выдать финансовой организации предписание о приостановке продажи продукта до тех пор, пока замечания не будут устранены. В особых случаях регулятор может обязать банк выкупить у клиентов все проданные с нарушением продукты и вернуть за них деньги в полном объеме.
Нововведения направлены на профилактику такой недобросовестной практики, как мисселинг, когда клиенту продают один финансовый продукт под видом другого. Чаще всего с такой подменой люди сталкиваются в банках, когда хотят открыть или продлить вклад, но их уговаривают купить более прибыльный аналог, который якобы столь же надежен. При этом о рисках и особых условиях менеджер умалчивает. В результате человек отдает свои сбережения на продукт, в котором не разбирается, и может не только получить доход меньше, чем рассчитывал, но даже потерять деньги частично или целиком.
Новые правила касаются тех сложных продуктов, которые чаще всего продаются с мисселингом. Прежде всего, это инвестиционное и накопительное страхование жизни (ИСЖ и НСЖ) — больше половины обращений жителей страны в Банк России на недобросовестную продажу касается этих инструментов. Кроме того, новые правила информирования распространяются на ценные бумаги, производные финансовые инструменты, индивидуальные пенсионные планы, а также услуги брокеров и доверительного управляющего.
«В марте многие банки активно привлекали сбережения людей и предлагали им вклады на несколько месяцев по высоким ставкам, иногда выше 20% годовых. В мае и июне, когда пришло время забирать деньги с «мартовских» вкладов, люди стали искать варианты, куда их выгодно вложить. На этой волне некоторые банки стали предлагать различные высокодоходные продукты, позиционируя их как вклады. Люди покупали такие инструменты, рассчитывая на хорошую прибыль, а уже дома, изучив досконально документы, осознавали, что эти продукты им не подходят. Мисселинг трудно доказать, так как, подписав договор, клиент юридически соглашается с его условиями. Поэтому Банк Росси разработал правила, которые будут стимулировать честные продажи и сделают мисселинг невыгодным для банков», — отметил начальник Отдела финансовой грамотности Сибирского ГУ Банка России Александр Румянцев.