Сергей Сокол: «Мы не должны допустить, чтобы пострадала экономика Хакасии и работники угледобывающих предприятий»

Дата публикации: 19 июля 2022 года в 10:16.
Категория: Экономика.

Депутат Госдумы от Хакасии Сергей Сокол прокомментировал угрозу коллапса угольной отрасли региона и тяжелых социальных последствий этого в результате резкого сокращения квоты на вывоз твердого топлива из республики по железной дороге.

Напомним, на прошлой неделе стало известно, что АО «РЖД» прислало в Правительство Хакасии документ, из которого следует, что вывоз угля из республики на экспорт в восточном направлении на период июль-декабрь 2022 года составит в общей сложности лишь 1,6 млн тонн. Это грозит катастрофой не только для угольной отрасли, но и всей республике.

Для понимания: суммарная мощность угольных предприятий Хакасии составляет около 30 млн тонн в год или 2,5 тонн в месяц. То есть за полгода нормальной работе наши разрезы могут добыть 15 млн тонн. Но им поставлен лимит на вывоз почти в 10 раз меньше.

При такой вывозной квоте неизбежно придется останавливать добычу. С большой вероятностью — разрезы отправят персонал в отпуска с частичной оплатой — и это еще оптимистический вариант, в пессимистическом возможны и массовые увольнения. 

В угольной отрасли Хакасии работают около 5 тыс человек. Причем они входят в категорию самых высокооплачиваемых работников региона. А вместе с членами их семей остановка производства прямо отразится на 15-20 тысячах жителей. На самом деле — еще больше. Хорошо зарабатывающие горняки, тратя свои деньги, обеспечивают доход многим тысячам людей в сферах торговли, услуг, строительства и т.д.

И разумеется, налоговые отчисления приостановивших работу предприятий будут стремиться к нулю

Напомним, в начале этого года губернатор Коновалов и его министры с помпой заявляли, что добились у федеральных властей увеличения до 9 млн тонн квот на вывоз угля из Хакасии по железной дороге. 

Но оказалось, трубить в фанфары поспешили. 

Президент России действительно распорядился обеспечить общее увеличения вывоза угля в восточном направлении. Но на восток уголь хочет везти не только Хакасия – а еще и Кузбасс, Тува и другие регионы. Поэтому Глава государства поручил федеральному кабмину проработать вопрос квот на вывоз с угледобывающими регионами. 

Во этот важнейший этап - согласования вопросов на уровне Правительства России – власти Хакасии отработали не лучшим образом. 

К примеру, губернатор Кузбасса Сергей Цивилев не вылезал из московских кабинетов, согласовывая вывоз каждой лишней тонны для своих предприятий. Эффективно поработали в столице и представители Тувы. 

В итоге, на состоявшемся 20 июня финальном совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова был согласован итоговый документ, по которому Кузбасс и Тува получили увеличение вывоза на восток, а Хакасия — наоборот потеряла. 

Судя по всему, в правительстве России решили — раз представители Хакасии ничем не подтверждают свою нужду в увеличении вывоза — значит им это и не надо. 

Недостаточно активная, мягко говоря, работа правительства Хакасии поставила угольную отрасль и весь регион на грань социально-экономического бедствия. 

Сложившуюся тревожную ситуацию сегодня прокомментировал депутат Госдумы от Хакасии Сергей Сокол

- Безусловно, тема с отгрузкой угля и отсутствие внятного решения внутри региона относительно проработки этого механизма показала, насколько нужно быть внимательным при подготовке документации в федеральный центр. Уместно здесь сказать, что после драки кулаками не машут. Однако, при умелом подходе решение найдется всегда, сейчас как никогда важно и необходимо вместе с федеральным центром и РЖД искать выход из ситуации. Тем более, что железнодорожники видят в Хакасии потенциал. Мы не должны допустить, чтобы пострадала экономика Хакасии и работники предприятий угледобывающей отрасли, - подчеркнул Сокол.

Новости по теме