Михаил Делягин считает, что экс-омбудсменша по МСП Анастасия Татулова поощряет уход от налогов

Дата публикации: 12 августа 2022 года в 21:14.
Категория: Экономика.

Бывший общественный омбудсмен по малому и среднему предпринимательству Анастасия Татулова, давно покинув пост, тем не менее продолжает активную информационную деятельность в этой сфере, но с отчетливым антигосударственным оттенком. Экономист Михаил Делягин отметил, что Татулова рекламирует и поощряет различные схемы ухода от налогов.

Как пример подобной деятельности экс-омбудсменши Делягин приводит франчайзинг, а именно – дело компании Зенден. 

Напомним, что проверка налоговиков установила, что компания Зенден под видом франчайзинга фактически раздробила свой бизнес среди двадцати двух несамостоятельных подконтрольных ИП, которые, используя УСН и ЕНВД, выводили часть выручки и прибыли с целью снизить выплаты по НДС и налогу на прибыль. В результате налоговая нагрузка у материнской компании снизилась на 44%, а отношение прибыли к выручке – на 42%. В результате Федеральная налоговая служба предъявила претензии к компании Зенден в общей сложности почти на 800 млн рублей, включая недоплаченные налоги, пени и штрафы, пишет «Иркутская торговая газета»

Налоговики обосновали своё решение на взыскания утаенных налогов в 14 объёмных пунктах, которые доказывают, что компания под видом франчайзинга дробила бизнес в целях «оптимизации налогов». Это решение поддержал суд, обобщив данные ФНС в выводе, что если бы компания не дробилась, то её налоговая нагрузка составила бы 5,5% против фактически 3,1%, а компания и ИП-франшизы фактически действовали как единый хозяйствующий субъект. Тем не менее, это противоречит принципам франшизы, как виду лицензии, который даёт право её приобретателю (франчайзи) за плату доступ к ноу-хау, бизнес-модели, товарным знакам и прочему при сохранении хозяйственной и юридической самостоятельности в полном объёме от компании-продавца лицензии. 

Михаил Делягин указал на то, что все эти правовые понятия и нормы Анастасия Татулова игнорирует, заявляя, что только в России считают что «франшиза – это дробление и способ ухода от налогов», а «во всем мире франшиза – цивилизованный способ масштабирования бизнеса, это Макдональдс, Зара, Доминос, Инвитро...»

По мнению эксперта, Анастасия Татулова лукавит насчет западной практики, если брать во внимание большое количество и исходы судебных дел в Европе и США по подозрению в малейшем отклонении через франшизу от порядка уплаты налогов. 

Ведь есть разница между легальной деятельностью упомянутых ею мировых брендов (к франчайзингу которых, к слову, у ФНС претензий не обнаружено) и попытками того же торговца обувью изобретать оптимизацию налогов за счёт всего общества. 

Михаил Делягин отмечает, что такой нигилистический взгляд на вещи характерен для бывшей бизнес-омбудсменши во всех подобных кейсах. Татулова неизменно отстаивает право бизнеса получать прибыль, не наращивая или развивая производство, а комбинаторикой на грани закона вокруг налогообложения. 

Михаил Делягин подчеркнул и другую закономерность, указывающую на то, что за эмоциональными текстами Анастасии Татуловой чаще всего кроется личный шкурный интерес. Например, в истории с компанией Зенден решение ФНС, подтвержденное судом, грозит стать прецедентом, который коснется и личного бизнеса Анастасии Татуловой. В частности, её ООО Андерсон-Франчайзинг, которое контролирует работу десятков кафе-франчайзи. Так выручка фирмы в 2021 году составила 136 млн руб, прибыль – 40 млн рублей при рентабельности продаж 32,3% и капитала – 36,7%. Такие выдающиеся показатели сравнительно со средними по общепиту (7%) возможны лишь при применении разного рода обходных схем, одна из которых попала в поле зрения ФНС, а значит, перспективы у франчайзи экс-омбудсмена малого и среднего бизнеса не самые приятные. 

Кроме того, экономист считает, что у Анастасии Татуловой абсолютно отсутствует понимание о франшизе и её правовом статусе. 

Другой известный экономист Елена Ройзман указывает, что в российском законодательстве нет термина франчайзинг, вместо него используют понятие «коммерческая концессия», договор о которой регистрируют в Роспатенте. В нём прописывают все условия, в том числе платежи и возможности субконцессии. Участие физических лиц в таком договоре исключено. 

Подытоживая свой комментарий, Михаил Делягин пишет, что лишь в одном с Анастасией Татуловой можно согласиться: «невежество агрессивно, оно не изучает мировой опыт, оно просто идёт и разрушает». По его мнению, её собственный пост наполнен невежеством и вполне соответствует этому утверждению, ставшему самохарактеристикой автора. Кроме того, эксперт считает, что её выступления способны спровоцировать разрушение бизнеса в случае, если следовать её советам.

Новости по теме