Последний бал династии Романовых
Дата публикации: 22 января 2023 года в 12:25.
Категория: Общество.
На самом деле потом были другие балы, но ничего более подобного по размаху. В феврале 1903 года императорская семья и высшая знать Петербурга ненадолго перенеслись в XVII век и стали боярами, воеводами и стольниками.
Бал в стиле XVII века мог бы и не состояться, если бы не настойчивость императрицы Александры Федоровны. Директор Императорских театров и один из организаторов праздника Владимир Теляковский писал, что идея костюмированного бала пришла императрице за несколько дней до 1903 года, за завтраком, на котором возник спор о судьбе старорусского костюма. Сама задумка, не была оригинальной, в 1883 году во Владимирском дворце, по соседству с Зимним, после коронации Александра III был проведен менее пышный, но схожий по концепции бал в стиле XVII века.
Александра Федоровна захотела взглянуть на те самые костюмы, и предложила провести подобный бал в дату следующего, то есть 11 февраля (меньше чем через два месяца), лишь изменив стиль — с традиционного на старорусский. Как раз в Эрмитажном театре в этот же вечер должны были давать в том числе второй акт оперы Мусоргского «Борис Годунов» с Шаляпиным. Реакция приближенной знати на инициативу императрицы была негативной. Иван Всеволожский, директор Эрмитажа, позднее ставший еще одним идеологом бала, констатировал: «Русские костюмы стоят сумасшедших денег… К тому же танцевать в тяжелых платьях и шубах доставляет мало удовольствия. Определенно, у бедной Александры Федоровны склонность к неуместным вещам».
Тем не менее слово Александры Федоровны было куда значительнее закулисных пересуд, и подготовка к балу началась. Уже в начале 1903 года четырем сотням гостей поступили именные приглашения, в которых содержалось обязательное требование — костюмы эпохи царя Алексея Михайловича. Опасения Всеволожского подтвердились: около ста человек отказались от участия, сославшись на отсутствие средств для пошива костюмов. Но императрица была непреклонна. Для таких семей костюмы было решено шить в Императорских театрах за казенный счет, но с условием — после бала каждый костюм становился собственностью театра.
На фото: Костюм Николая II и Александры Федоровны.
Образ Алексея Михайловича (Николая II) был скорее собирательным, а для наряда императрицы — Марии Милославской образцом стала икона «Кийский крест с предстоящими» 1671 года.
Костюмы стоили невиданных денег. Только ткани, бархата и золотой парчи, для костюма Николая II было заказано на 437 рублей. Для сравнения - парадный офицерский мундир тогда стоил 70 рублей.
После того, как костюм был завершен, костюмер Императорских театров Иван Каффи выставил императору счет более 2000 рублей, равнозначный стоимости автомобиля. Позднее оказалось, что Каффи завысил стоимость костюма, например, вплел в кружево бисер вместо жемчуга. Костюмера чуть не уволили, но Николай после грандиозного успеха бала на радостях пощадил Каффи.
На фото София Александровна Долгорукая, Зинаида Николаевна Юсупова и Елена Николаевна Шипова.
К работе по изготовлению костюмов для другой знати немедленно приступили художники и портные: первые должны были создать эскизы, вторые — воплотить творческие замыслы в жизнь.
По воспоминаниям современников, дворянский Петербург в это время жил одними слухами о бале. За дизайн и исполнение нарядов для императора и императрицы развернулась борьба и победил в ней художник Евгений Пономарев, в его пользу сыграло стремление к исторической достоверности.
Эскизы для других нарядов создал художник Сергей Соломко, который помимо живописи занимался костюмами и ювелирным делом и сотрудничал с фирмой Карла Фаберже.
На фото Елизавета Федоровна Романова, корнет лейб-гвардии Конного полка А. А. Колюбакин в наряде сокольничего времён царя Алексея Михайловича и Ксения Александровна Романова.
Работа кипела не только в петербургских театральных костюмерных и модных домах. Многие наряды для членов императорской семьи и великосветских персон были сшиты в московской мастерской Надежды Ламановой, которая поставляла одежду для императорского дома с 1898 года.
В специальных чемоданах платья доставлялись на Николаевский вокзал, где спешно развозились по заказчикам. Кроме того, особо дотошные петербургские дамы начали совершать наезды в московский частный «Музей старины», основанный женой крупного землевладельца Натальей Шабельской, и изучали там украшения, ткани и фасоны русского народного костюма.
Из Оружейной палаты Московского Кремля было выписано 38 подлинных предметов царских костюмов XVII в. Из них для костюма Николая II было отобрано 16. В их числе были жемчужные запястья, принадлежавшие сыну Ивана Грозного царю Федору Иоанновичу. Пуговицы и нашивки на костюме были русской работы XVII в. Специально был привезен настоящий золотой посох Алексея Михайловича, на который император опирался на балу. Такое использование символов власти должно было подчеркнуть преемственность династии.
Стремление использовать в образе сокровища былых эпох приводило и к неприятностям. Так, младший брат Николая II, великий князь Михаил Александрович, потерял на балу большую бриллиантовую застежку для своей меховой шапки. Застежка принадлежала Павлу I.
На фото Мария Александровна Шаховская, Екатерина Ильинична Татищева и Александра Александровна Танеева.
11 февраля 1903 года гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа, а в Николаевском зале Зимнего дворца, шествуя попарно, они отдавали "русский поклон" хозяевам.
Центральным событием вечера был концерт в Эрмитажном театре со сценами из оперы Модеста Мусоргского "Борис Годунов", (заглавные партии исполняли Федор Шаляпин и Нина Фигнер), из балетов Минкуса "Баядерка" и П.И. Чайковского "Лебединое озеро" в постановке Мариуса Петипа (при участии Анны Павловой).
Затем Их Величества с участниками бала проследовали в Павильонный зал, где последовал пышный ужин и «русская пляска», в которой солировали княгиня Зинаида Юсупова и княгиня Елизавета Федоровна, соревнующиеся весь вечер за звание главной звезды бала. С Зинаиды Юсуповой не спускали глаз. Подол ее платья и кокошник были отделаны драгоценными камнями ювелиром Картье. К наряду было сделано два вида кокошника и два вида рукавов.
Ужин проходил в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа, где был сервирован стол. А вот меню ужина явно выбивалось из концепции вечера. В него входили, например, консоме с трюфелями, венецианский салат с латуком, утка по-руански, шарлотка. На фоне современных блюд архангельский хор пел былины про русских богатырей.
Участники собрались для общего фото.
Поскольку на балу 11 февраля не смогли присутствовать императрица-мать Мария Федоровна и Михаил Александрович, брат Николая II, было решено провести продолжение праздника 13 февраля, а также пригласить послов с их женами.
В этот день состоялась вторая часть бала; среди гостей присутствовали назначенные Ее Величеством 65 "танцующих офицеров". Молодые офицеры гвардейских полков: кавалергарды, конногвардейцы и уланы в костюмах стрельцов, сокольничих и др. Группа танцующих прошла серьезную подготовку.
Члены царской семьи собрались в Малахитовой гостиной, остальные – в прилегающих помещениях. Потом все участники перешли танцевать в Концертный зал, где за позолоченной решеткой на подиуме находился придворный оркестр в костюмах трубачей царя Алексея Михайловича, а в большом Николаевском зале были расставлены 34 круглых стола для ужина. Буфеты располагались в Концертном зале, Малой столовой и в Малахитовом зале.
По распоряжению Александры Федоровны лучшие фотографы Санкт-Петербурга — Боассон и Эглер, Ренц и Шредер, Левицкий и другие — выполнили одиночные портреты и групповые снимки участников бала. Эти фотографии вошли в специальный альбом. Альбомы распространялись (за плату) с благотворительной целью, в первую очередь среди участников бала. Была попытка сделать и кинохронику бала, но техника подвела.
Но бал понравился не всем, например, Федор Иванович Шаляпин размаха праздника не оценил. Позднее, в воспоминаниях «Маска и душа» он писал: «Забавно было видеть русских аристократов, разговаривавших с легким иностранным акцентом, в чрезвычайно богато, но безвкусно сделанных боярских костюмах XVII столетия. Выглядели они в них уродливо, и, по совести говоря, делалось неловко, неприятно и скучно смотреть на эту забаву, тем более что в ней отсутствовал смех и веселье».
Спустя десятилетия великий князь Александр Михайлович тоже вспомнит тот бал в Зимнем дворце, но уже зная, что случится дальше с царской семьёй: «Я грустно улыбнулся, когда прочёл в тексте приглашения, согласно которому все гости должны быть в русских костюмах XVII века. Хоть на одну ночь Никки хотел вернуться к славному прошлому своего рода. Пока мы танцевали, в Петербурге шли забастовки рабочих, и тучи сгущались на Дальнем Востоке».
На фото: Рядовые участники бала.
Спустя десять лет специально к трехсотлетию дома Романовых Александровская мануфактура выпустила игральные карты «Русский стиль». Эскизы этой колоды, созданные в Германии, пережили весь XX век и по сей день остаются популярными даже в современной России. Впрочем, сегодня не все знают, что некоторые валеты, дамы и короли — это те самые великие князья и княгини, гости костюмированного бала.
Так, в даме пик узнается Зинаида Юсупова, а в даме червей — Ксения Александровна. Николай II стал червовым королем, а вот императрице места в колоде не нашлось.
Валет бубен — великий князь Андрей Владимирович (костюм сокольничьего).
Валет треф — великий князь Михаил Александрович (полевой костюм царевича).
Валет пик — Александр Николаевич Безак, штабс-ротмистр, командир эскадрона Кавалергардского полка, адъютант великого князя Николая Михайловича (костюм боярина).
Дама червей — великая княгиня Ксения Александровна (костюм боярыни).
Дама бубен — графиня Александра Дмитриевна Толстая, фрейлина Их Императорских Величеств Государынь Императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны; по другим версиям, княгиня Вера Максимилиановна Кудашева (урождённая графиня Нирод) или София Петровна Дурново (урождённая светлейшая княжна Волконская) (костюм боярыни).
Дама треф — великая княгиня Елизавета Фёдоровна (костюм княгини).
Дама пик — княгиня Зинаида Николаевна Юсупова, графиня Сумарокова-Эльстон (боярыня).
Король червей — император Николай II (костюм царя Алексея Михайловича).
Король бубен — Николай Николаевич Гартунг, действительный статский советник, шталмейстер Высочайшего двора (костюм боярина).
Король треф — граф Михаил Николаевич Граббе (костюм жильца).
Король пик — образ был взят с царя Ивана Грозного и его костюма, изображённого на картине А. Д. Литовченко "Иван Грозный, показывает сокровища английскому послу Горсею")
Источник: