Выжженная земля. Как власти Хакасии довели до разрухи ЖКХ и энергетику республики

Дата публикации: 31 марта 2023 года в 11:12.
Категория: Экономика.

В Хакасии продолжается рост энергодолга предприятий ЖКХ и бюджетных учреждений. На сегодня общая задолженность только коммунального сектора региона перед энергетиками достигла 1,2 млрд рублей, из которых львиная доля - 868 млн - были накоплены за пять лет правления губернатора Коновалова.

Еще один важный нюанс. Большая часть долга в 1,2 млрд образовался перед компанией «Россети Сибирь», ранее выполнявшей в Хакасии функции гарантирующего поставщика. Но даже новому гарантирующему поставщику, компании «АтомЭнергоСбыт», принявшей полномочия с 1 сентября 2022 года коммунальщики региона по данным на конец февраля уже успели задолжать 145,8 млн рублей. Это всего за пять месяцев!

Энергетики годами не получают денег за отпущенную электроэнергию, в результате у них хронически нет средств не то что на развитие, но даже на поддержании в рабочем состоянии ветшающей электросетевой инфраструктуры. А это, в свою очередь тормозит общее экономическое и социальное развитие территорий. Потому что нельзя строить новые производства, соцобъекты и жилые дома, если их невозможно подключит к электроснабжению. 

Шокирующий парадокс в том, что все это происходит в энергоизбыточном регионе, где все сегодняшние, завтрашние и даже перспективно-дальнесрочные потребности в электричестве с лихвой покрывает работающая здесь Саяно-Шушенская ГЭС. 

Но для доведения энергии от ГЭС до мест, где она нужна, требуются те самые электросети, развитие которых упорно гнобиться нынешними властями республики. 

Более того, правительство Хакасии будто нарочно стремится довести до разрухи не только сетевую, но и коммунальную инфраструктуру региона. 

Коммунальный сектор был загнан в угол странной тарифной политикой красного правительства. 

Для тех кто еще не в курсе, расскажем о таком понятии, как «выпадающие доходы» коммунальщиков. 

Суть в том, что региональные органы госвласти ежегодно устанавливают ДВА тарифа на тепловую энергию и горячее водоснабжение. Один из них предназначен для поставщиков тепла и называется «экономически обоснованным». То есть он, в принципе, должен покрывать разумный и реальный объем затрат на производство и передачу тепловой энергии. 

А второй тариф (в существенно меньшем размере) назначается для населения, и он выполняет исключительно социальную функцию – снижение финансовой нагрузки на граждан в части платы за коммунальные услуги.

Таким образом, при расчетах с применением льготных тарифов компании-поставщик вынужденно оказывается «в минусе» - поскольку жители платят им за тепло по ценам, не покрывающим реальной себестоимости отпускаемых гигакалорий. 

Вот это самый «минус» и называется «выпадающим доходом» – который государство обязуется компенсировать. 

А теперь важный нюанс! И льготные тарифы для населения, и «экономический обоснованный тариф» для поставщиков определяет подчиненный правительству республики Госкомтарифэнерго Хакасии. 

И при красном губернаторе Коновалове этот орган, как утверждают многие эксперты, начал сильно занижать тарифы для поставщиков. Да, все предприятия ЖКХ приносят в Госкомтарифэнерго целые тома документов, где доказывается, что, к примеру, в котельной села N. себестоимость гигакалории равна 100 рублей. Но глава ведомства Манук Данданян может просто сбрасывать в урну все доставленные ему расчеты и заявлять: А я считаю, что вы может давать тепло и по 50 рублей и ни копейкой больше.

А ведь чем меньше разница между тарифами для поставщиков и тарифами для населения — тем меньше сумма «выпадающих доходов», которые должна компенсировать коммунальщикам региональная казна. 

Чем сильнее опустит «экономически обоснованные» тарифы Данданян — тем больше денег останется его начальнику Коновалову. Профит!

Вторая беда в том, что даже эти урезанные компенсации правительство региона отправляет на места очень неохотно и с большими и задержками.

В итоге коммунальщики хронически не могут свести концы с концами и не в состоянии расплачиваться со своими поставщиками. Если за уголь для котельных деньги они еще находят (и то не всегда) , то за электричество, без которых ни одна котельная работать не может, платят в самую последнюю очередь, или не платят вообще.

Разумеется, при такой удушающей тарифной политике, и речь не идет о каком-то обновлении, реконструкции и развитии. Как правило, накопившие долги районные предприятия ЖКХ регулярно объявляют себя банкротами. После чего все, что ни задолжали энергетикам взыскать уже невозможно. А обанкротившаяся котельная регистрируется как новое юрлицо и снова начинает копить долги вплоть до следующего своего банкротства. 

То есть значительная часть из более чем миллиардного долга перед энергетиками в Хакасии — это уже мертвая задолженность, которую взыскать кране сложно или вообще невозможно.

По данным Минстроя и ЖКХ Хакасии, задолженность коммунальных предприятий за электроэнергию по состоянию на 28.02.2023 сформировалась в сумме 861,9 млн рублей. Из этой суммы 74% составляет задолженность РСО (ресурсоснабжающих организаций), прекративших свою деятельность (633,8 млн рублей), доля задолженности действующих коммунальных предприятий равна 25% (218,4 млн рублей).

Однако тот же глава госкомтарифэнерго Хакасии Манук Данданян, при расчете тарифов для энергетиков засчитывает все долги — живые и мертвые - как реально полученные теми деньги. И говорит: «Зачем вы просите добавить в энерготариф две копейки на ремонты сетей, у вас ведь целый миллиард есть, который вы почему-то до сих пор не потратили. Вот на него и ремонтируете. И ни в чем себе не отказывайте!» 

В итоге мы имеет не только ветшающий и разрушающийся коммунальный сектор, но и аналогичную картину в электросетевом комплексе. 

И на сегодня все уже совсем плохо. 

Глава Аскизского района Абрек Челтыгмашев пояснил, что основные должники за электроэнергию - это предприятия ЖКХ в муниципалитетах, поскольку они не получают из республиканской казны своевременной компенсации так называемых выпадающих доходов. за выпадающие доходы, республиканские учреждения, за которые должен платить (но не платит) бюджета региона и местные поседения, которые вообще ни за что не платят, поскольку сидят без денег. 

«Ситуация с расчетами за электроэнергию она что в Аскизском районе что в целом по республике она примерно одинакова — отметил Абрек Челтыгмашев. - Вот смотрите, мы энергетикам по нашему району задолжали почти 13 миллионов (12,97 млн). Стали смотреть, за счет чего накопился долг. Он был бы много меньше если бы была своевременная оплата за выпадающие доходы. Только за первый квартал этого года выпадающие для нашего района составляют 10,7 млн. И плюс республиканские учреждения, которые есть на территории района — если бы они своевременно платили за коммунальные услуги — а сумма их платежей составляет почти 7 млн. Вот если взять бюджет муниципального района — 2,47 млн мы должны по услугам ЖКХ, и мы их будем платить. А вот бюджеты поселений, они в этом году никто не платят. У них просто денег нет.

Абрек Челтыгмашев саркастично напомнил: Они же там [в правительстве Хакасии - «АИС»] какой-то новый совет создали с поселениями. А чего он не работает? Там Ильящук какой-то есть, вот он должен отрабатывать с поселениями, суммы на погашение их долгов должен выбивать для поселений. А у них долг 3,663 млн только по Аскизскому району. Аналогичная картина, я предполагаю, по всем остальным территориям» - резюмировал Абрек Челтыгмашев.

Глава Орджоникидзевского района Анатолий Тайченачев рассказал о ситуации в своем муниципалитете: «Чтобы не копить слишком больших долгов перед энергетиками, мы из собственных средств района ежемесячно направляем порядка 2 млн в месяц на оплату потребления электричества предприятиями ЖКХ и соцучреждениям. Но в итоге нам сейчас нечем даже зарплату бюджетникам выдать. Пришлось запросить в Минфине Хакасии опережающую дотацию, но это означает, что мы сейчас все дотационные деньги записанные для нашего района на этот год возьмем, а с июня останемся вообще без средств». 

Ситуацию с долгами за электроэнергию обсуждали на состоявшемся 29 марта собрании Правления Ассоциации «Совет муниципальных образований республики Хакасия». 

Одним из вопросов, который там экстренно обсуждали был посвящен порядку финансирования выпадающих доходов по ЖКХ муниципальным предприятиям».

Правление Ассоциации отметило «недостаточность и несвоевременность финансирования предприятиям ЖКХ выпадающих доходов».

Было принято решение: «Предложить Главе Хакасия провести рабочее совещание муниципальных образований, министерства финансов, министерства строительства и ЖКХ Республики Хакасия и других заинтересованных ведомств для определения порядка и ответственных лиц за финансирование выпадающих доходов предприятиям ЖКХ в муниципальных образованиях».

Впрочем, главы городов и районов, принявших это обращение к губернатору, не очень верят, что Серый дом отреагирует и примет какое-то разумное решение. Если бы в нынешнем составе правительства региона были люди, желающие и умеющие решать такие задачи, то за пять лет они бы саму проблему ликвидировали. Однако она в течение всего этого срока только усугублялась и сейчас достигла почти катастрофического уровня. 

Новости по теме