Розничная торговля Хакасии: Местным здесь не место!

Дата публикации: 28 мая 2024 года в 14:10.
Категория: Экономика.

Фото из аккаунта Андрея Тенишева соцсети "ВКонтакте"Фото из аккаунта Андрея Тенишева соцсети "ВКонтакте"

Оборот розничной торговли в Хакасии в 2023 году составил почти 111 млрд рублей, прогноз на 2024 год - более 125 млрд. Но из них 32% достаются федеральным и региональным торговым сетям, а доля местных торговцев и производителей все время падает.

Правительство Хакасии представляет формально благостную статистику в виде соглашений о сотрудничестве крупных ритейлеров с местных производителями. По данным регионального Минэкономразвития, на 1 марта текущего года таких документов подписано 218. Это на 15 больше, чем было в прошлом году. 

Свои товары на полках «Пятёрочки», «Командора», «Красного Яра», «Магнита», «РолБи», «Светофора» и их дискаунтеров представляют 50 местных производителей, - отчитались чиновники Минэка республики.
 
Но всего полсотни производителей, чьи товары попали на полки торговых сетей -  слишком малый масштаб для местного бизнеса. 
 
Заместитель министра экономического развития Хакасии пояснила: ведомство старается, оно на стороне хакасских предпринимателей, но, например, в той же «Пятёрочке» слишком сложный перечень требований, необходимых к выполнению. «Зайти» на полки этой сети труднее всего.
 
«Соглашения, подписанные правительством республики данной торговой сетью, я изучил. Они декларационные, - подчеркнул член экспертного совета при Комитете Госдумы по защите конкуренции Андрей Тенишев, - В бумагах не прописаны чёткие и конкретные условия «захода на полку» для местного бизнеса. Так свою продукцию не продвигают!» - констатировал эксперт.
 

Оборот розничной торговли в Хакасии в 2023 году составил почти 111 миллиардов рублей, прогноз на 2024 год - более 125 миллиардов. Доля федеральных и региональных торговых сетей выросла и уже приближается к 32%. То есть, в 2024 году это составит около 40 миллиардов рублей.

Оборот розничной торговли в Хакасии в 2023 году составил почти 111 миллиардов рублей, прогноз на 2024 год - более 125 миллиардов.

Доля федеральных и региональных торговых сетей выросла и уже приближается к 32%. То есть, в 2024 году это составит около 40 миллиардов рублей.

«Это те деньги, которые из карманов местных предприятий торговли ушли в федеральным сетям и торговым сетям из других регионов. Прогноз - доля торговых сетей на рынке розничной торговли Хакасии будет расти. Тут есть из за чего обеспокоиться местному бизнесу» - подчеркивает Тенишев.

А комментируя недавно утвержденную правительством республики региональную программу «Развитие торговли в Хакасии», эксперт ответил:

«В ней вроде бы правильные вещи написаны: создание условий для увеличения спроса на товары местных производителей, создание системы продвижения этих товаров на региональный и меж региональные рынки, развитие каналов прямой поставки продукции местных сельхозтоваропроизводителей потребите через торговые сети и так далее. Все хорошо, но нет ни одного численного показателя».

В связи с такой неконкретностью Андрей Тенишев задает вопросы: 

«Чего собственно хотели достичь? Какой будет доля продукции местных производителей на полках торговых сетей и как защитить их интересы? Что делать с экспансией  торговых сетей в республику и как в этих условиях защитить интересы местной торговли? Вот вопросы, на которые от правительства не удалось получить внятных ответов».

Малый и средний бизнес Хакасии должен иметь доступ к полкам больших торговых сетей и представлен там в своём разнообразии. Партнёрство должно быть взаимовыгодным, отметил эксперт. Для местных предпринимателей — это возможность выжить в современных условиях, а для крупной сети — весомое расширение ассортимента, особенно в сезонные периоды.

Хакасия выращивает овощи, производит мясную и молочную продукцию, кондитерское, хлебобулочное производство. Низкая цена товаров местного производства будет привлекать больше покупателей. А обеспечить ее можно в том числе благодаря близости производства к торговой сети, что не только сократит логистическое плечо, но и позволит сохранить высокое качество поставляемого на прилавки продукта.

Новости по теме