Главные тренды автосервисного бизнеса в 2024 году - исследование FIT SERVICE

Дата публикации: 7 августа 2024 года в 19:25.
Категория: Авто.

Фото PR-службы FIT SERVICEФото PR-службы FIT SERVICE

Объем эксплуатируемого парка автомобилей в этом году не изменится, но вырастет доля китайских моделей. Стоимость обслуживания авто выросла, однако рост несопоставим со динамикой цен на машины.

Международная сеть автосервисов FIT SERVICE совместно с аналитическим агентством Gruzdev-Analyze провели исследование автомобильного рынка за первое полугодие 2024 года и в ходе онлайн-конференции FIT CONF озвучили основные тренды.

Новых авто продается много, но мало 

Как показывает исследование, ежемесячные продажи новых автомобилей в России снижаются с апреля 2024 года. По мнению экспертов, около 1,4 – 1,5 млн авто будет продано за год. Этот результат лучше, чем в предыдущие года. Объем в 1,4 млн проданных транспортных средств позволит компенсировать объем выбывающих за год автомобилей. Поэтому, ожидается, что парк эксплуатируемых автомобилей останется таким же, как в прошлом году, без снижения. 

«Вероятность, что рынок повторит успешный 2019 год, уже очень низкая. Есть прогнозы о дальнейшем повышении ставки ЦБ, а также повышении утилизационного сбора, что негативно повлияет на рынок новых авто. Поэтому мы ожидаем, что второе полугодие 2024 года покажет меньший объем продаж, чем первое», – отмечает Александр Груздев

В структуре проданных новых автомобилей более 60% занимают китайские бренды и только 30% – российские. Такое распределение оказывает влияние и на рынок автосервисных услуг. Так, в сети FIT SERVICE в структуре обслуживаемых авто уже 3,5% занимают китайские модели. По итогам 6 месяцев 2024 года, доля выросла на 1 п.п., если сравнивать с аналогичным периодом прошло года.

 

«Обслуживать машины из Поднебесной автосервисам придется «по-китайски», то есть сразу менять весь узел, а не одну деталь. Дело в том, что китайские производители сейчас легко меняют одну деталь на другую, например, в коробке передач. Модификации происходят постоянно и очень быстро. Автосервисам скоро будет крайне сложно определять в какой год или даже период года стояла такая-то деталь в коробке, а потом другая. Проще будет поменять весь узел, как и делают сейчас в Китае», – комментирует Александр Груздев. 

«Обслуживать новые китайские автомобили, действительно, не просто. Чтобы выполнять необходимые работы станциям необходимо иметь в базе актуальные и обработанные каталоги запчастей, мануалы и доступ к поставке запчастей», – добавляет Александр Гараньков, директор по развитию международной франчайзинговой сети автосервисов FIT SERVICE. 

Снижение дилерских авто – снижение и постгарантийных 

Гарантийный парк автомобилей по итогам 2024 года снизится на 8% до 3 млн единиц. На этот результат влияют продажи предыдущих лет. «Сегмент постгарантийного ремонта еще не почувствовал значительного снижения автомобилей на обслуживании. Однако, по итогам 2025 года, когда закончится гарантия автомобилей 2022 года выпуска, на обслуживание в независимые автосервисы поедет лишь 0,6 млн автомобилей вместо обычных 1,6 млн. То есть на сервисы поступит практически в три раза меньше машин, чем было всегда с 2017 года. Это повлияет на работу СТО», – отмечает Александр Груздев.

 

 

 

Водители стали меньше ездить 

Важнейший показатель автобизнеса – средний ежедневный пробег легковых автомобилей в России. По итогам первого полугодия 2024 года пробег снизился на 2% (-119 км) и составил 5459 км.   

«Эту тенденцию мы отмечаем уже на протяжении 1,5 года. По итогам года ожидаем, что снижение продолжится. Этот оказывает влияние на весь рынок постгарантийного обслуживания: на количество машинозаездов на СТО, на число ремонтов и ТО. Чем меньше мы ездим, тем меньше чиним свои автомобили», – комментирует Александр Груздев.

 

но больше ремонтировать 

Однако другие изменения авторынка, такие как старение автопарка и увеличение срока эксплуатации личных автомобилей, невелируют негативные тренды, позволяя автосервисам наращивать прибыль. 

Эксперты отметили следующие позитивные тренды рынка. По данным сети FIT SERVICE, по итогам полугодия, выручка на пост выросла на 12%, а на каждое СТО – на 13%. Средняя сумма, потраченная автовладельцем в сети (ARPU), увеличилась на 24% год к году, и составила 15 562 рублей. 

«Водители стали больше покупать в СТО: больше услуг и запчастей. Сами ремонты стали более сложными и трудозатратными. Это логично – чем старше машина, тем более серьезного ремонта она требует. На 15% выросло количество норма-часов на одного клиента, на 0,5 штук больше запчастей в каждом заказ-наряде и на 17% выросла стоимость услуг», – объясняет Александр Гараньков

 

Однако, как показало исследование, даже такая динамика стоимости обслуживания автомобилей в России не соответствует мировым тенденциям. 

Эксперты сравнили изменение цен на автомобили, средние затраты на ремонт автомобиля и долю этих затрат в стоимости автомобиля за последние 14 лет. Оказалось, что за этот период средняя стоимость авто выросла на 146%, а затраты на ремонт всего лишь на 54%. Доля затрат на ремонт к стоимости самого автомобиля снизилась с 2% в 2009 году до 0,07% в 2003 году.

«Чаще всего в развитых странах на ремонт автомобиля тратится около 2% от его стоимости. Именно этот показатель обычно считается нормой при любых аналитических оценках ранка услуг СТО. В России при этом цифра значительно ниже – 0,07%. Таким образом, можно говорить о потенциале для роста этой строки в бюджете автовладельца», – отмечает Александр Груздев. 

Полную версию FIT CONF за первое полугодие 2024 года можно посмотреть в записи. 

Справка:

Международная сеть автосервисов FIT SERVICE была открыта в 2008 году. Сегодня компания включает 315 автосервисов в 160 городах на территории России и Казахстана. В автосервисах FIT SERVICE обслуживается 3 автомобиля каждую минуту.

За 2023 год прибыль сети FIT SERVICE по России составила 9 млрд рублей, рост выручки составил 27%. FIT SERVICE является самой популярной российской франшизой автосервиса и каждый год занимает лидирующие позиции в различных рейтингах: РБК, Forbes, Бибосс, Buybrand и других. 

Международная компания Gruzdev Analyze реализует маркетинговые и аналитические исследования в разных сегментах бизнеса. Команда Gruzdev Analyze более 20 лет работает в сфере маркетинговых исследований, из них – более 15 лет в автомобильном бизнесе. Среди клиентов и партнеров компании – крупные автопроизводители, производители и поставщики автокомпонентов и сервисных услуг, автосервисные предприятия и IT-компании. 

Новости по теме