Ученые доказали: пьяные водители увереннее обкуренных

Дата публикации: 2 июня 2009 года в 15:51.
Категория: Авто.

Чтобы окончательно разрешить вопрос - кто лучше водит автомобиль, те, кто «принял на грудь» или «покурил травки», ученым из израильского Университета имени Бен-Гуриона пришлось построить высокотехнологичный автосимулятор и опробовать на нем студентов «под кайфом». Примечательно, что как только по университету пошел слух о предстоящем проекте, желающих поучаствовать в испытаниях не было конца.

К сожалению, такие вопросы до сих пор волнуют автомобильное сообщество во всем мире, несмотря ни на какие запреты и санкции на вождение в нетрезвом виде. Поскольку в каждой стране проживает достаточное количество безответственных водителей, позволяющих себе управлять транспортным средством «в измененном состоянии сознания», споры о том, под каким «кайфом» проще и безопаснее водить, по-прежнему актуальны. Чтобы окончательно разрешить этот, казалось бы, глупый вопрос, ученым из израильского Университета имени Бен-Гуриона пришлось построить высокотехнологичный автосимулятор и опробовать на нем нетрезвых студентов. Профессоры Давид Шинар и Ади Ронен из лаборатории изучения влияния человеческого фактора на дорожную безопасность недавно представили научной общественности свой новый проект. Автосимулятор был создан в сотрудничестве с General Motors. Он представляет собой нашпигованный современной вычислительной техникой новенький седан Cadillac STS бронзового цвета, который установлен напротив изогнутого вокруг автомобиля на 160 градусов огромного экрана. Благодаря мгновенной обработке огромного количества информации и синхронизации всех процессов, происходящих на мониторе и в салоне авто, удалось достичь максимального сходства между вождением в реальных условиях и в виртуальном пространстве. Пока испытуемый управляет машиной, исследователи с помощью многочисленных датчиков наблюдают за психофизиологическим состоянием его организма, в частности регистрируются такие параметры как движения глаз, скорость реакции, мимика, сердцебиение и т.д. Также ученые следят за мастерством вождения: компьютер имитирует различные ситуации, например объезды препятствий, внезапно выскочивших на дорогу пешеходов, а также движение в городских условиях, на оживленной магистрали или за городом на пустынных участках шоссе.

Захмелевшие студенты ездили быстрее своих обкуренных коллег

На первое тестирование профессоры пригласили 14 учащихся, употребляющих марихуану или алкоголь для того, чтобы расслабиться или отдохнуть на вечеринке. Ученые сравнили их поведение за рулем в ситуации, когда они находились под действием различных веществ. Разумеется, исследование было добровольным, а данные участников не разглашались. Любопытный факт, что лаборатории не пришлось даже делать какого-либо объявления о своем экстраординарном тестировании. Как только по университету пошел слух о предстоящем проекте, желающих поучаствовать в испытаниях не было конца. Испытуемых разделили на три группы. Первая группа употребляла водку и слабоалкогольные коктейли до того момента, пока содержание алкоголя в крови не превысило допустимого в Израиле лимита в 0,5 промилле. Людям из второй группы пришлось выкуривать различные дозы марихуаны, а третья группа принимала плацебо. Вот впечатления одного из студентов, участвовавших в эксперименте: «После того как я сел за руль автосимулятора, прошло не больше двух минут, перед тем как я врезался во впереди едущий автомобиль, чуть не задавил пешехода. На гигантском экране все происходило настолько реалистично. Процесс маневрирования через многополосные магистрали требовал большого мастерства – и это притом, что я был трезв и ничего не пил и не курил!» Результат тестов откровений не привнес, никто из тех, кто употреблял алкоголь или наркотики, не стал образчиком безопасного вождения на дороге: нетрезвые водители чаще меняли полосы, отклонялись от правильной траектории, рыскали по дороге, излишне поворачивая руль на большие углы, им чаще приходилось корректировать свои же неаккуратные действия. Разница была лишь в том, что выпившие водители из первой группы вели себя за рулем более заносчиво и самоуверенно, дескать, они хорошо контролировали ситуацию, нежели испытуемые из второй группы, употреблявшие марихуану, которые вроде бы наоборот ощущали ухудшение своих шоферских навыков. Вследствие этого, захмелевшие студенты ездили быстрее своих обкуренных коллег. Однако чувства обманчивы – в этом вся опасность. «Люди, которые курят марихуану, думают, что они могут справиться с наркотическим эффектом и аккуратно поведут машину. Как видите, этого не происходит», - говорит профессор Давид Шинар, который по совместительству является главным научным консультантом Израильского Национального Управления по обеспечению безопасности на дорогах. «Уход от реальности за рулем смертельно опасен». В ДТП гибнет больше людей, чем на войнах, подчеркивает Шинар. Он надеется, что его исследования поспособствуют повышению сознательности у водителей. Как сообщают Дни.ру, на этом опыты с вождением в нетрезвом состоянии не заканчиваются. Лаборатория планирует также провести ряд дальнейших исследований, дабы посмотреть динамику изменения водительских способностей при более сильных состояниях алкогольного или наркотического опьянения. Также ученые хотят посмотреть, насколько состояние усталости или опьянение легкими наркотиками искажает предвосхищение и восприятие опасных ситуаций на дороге, а также проведут исследования о том, как энергетики, содержащие кофеин, смешанные с алкоголем, воздействуют на поведение человека за рулем. Непьющие «драйверы» также не остались в стороне. Исследователи планируют использовать симулятор, чтобы изучить то, как разговоры с пассажирами или по мобильному телефону превращают спокойного водителя в самую настоящую опасность на дороге, сообщает издание Popular Science.

Новости по теме