Что нужно знать пациентам про платные медицинские услуги

Дата публикации: 30 января 2013 года в 15:05.
Категория: Экономика.

С 1 января 2013 года вступили в силу «Правила предоставления медицинскими организациями платных медуслуг», утверждённые Постановлением Правительства России. Порядок оказания  платных медицинских услуг будет контролировать Роспотребнадзор.

Теперь лечить за деньги имеют право не только коммерческие организации, но и государственные медицинские учреждения.

В документе, регулирующем эту область, есть важные положения, о которых следует знать не только медикам, но и пациентам.

Так, цены на платные услуги для казённых и бюджетных медицинских учреждений назначают их учредители. Тогда как автономные и коммерческие поликлиники и больницы могут устанавливать цены самостоятельно.

Как сообщили в пресс–службе регионального Управления Роспотребнадзора, в договоре на оказание платных медицинских услуг должны содержаться сведения об исполнителе, данные о лицензии с указанием перечня работ (услуг), которые вправе предоставлять исполнитель.

Договор на оказанием платных услуг между пациентом и медучреждением обязательно должен содержать данные и о потребителе, либо его законном представителе. Возможны случаи, когда услуги оплачиваются не потребителем, а иным лицом - заказчиком (родственником, работодателем), и тогда в договор вносятся сведения о заказчике.

В договор обязательно должны быть включены:

- точный перечень оказываемых платных услуг,

- условия и сроки их предоставления,

- стоимость, сроки и порядок оплаты.

По требованию любой из сторон договора может быть составлена смета, которая становится неотъемлемой частью договора.

При заключении договора на платную услугу потребителю заранее должна быть предоставлена полная информация о возможности получить ту же услугу бесплатно в рамках программы государственных гарантий медпомощи. При этом отказ потребителя от заключения договора на оказание платных услуг не может быть причиной уменьшения видов и объёмов помощи, предоставляемых бесплатно.

Кроме того, исполнитель медицинских услуг должен в обязательном порядке довести до потребителя определенный список документом и подробных сведений. Среди них:

- копия учредительного документа медицинской организации - юридического лица, положение о её филиале (отделении, другом территориально обособленном структурном подразделении), участвующем в предоставлении платных медицинских услуг, либо копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

- копия лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложением перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией.

- сведения о порядке оказания медицинской помощи и стандартах медицинской помощи, применяемых при предоставлении платных медицинских услуг;

- информация о конкретном медицинском работнике, предоставляющем соответствующую платную медицинскую услугу (его профессиональном образовании и квалификации);

- информация о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи.

Правилами также предусмотрено обязательное письменное уведомление потребителя о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу), в том числе назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность её завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя.

Действующие Правила должны соблюдать не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели, занимающиеся медицинской деятельностью.

«Актуализация правил даёт и гражданам, и нам серьёзные основания для реагирования на нарушения в этой сфере, - рассказала начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Хакасии Вера Урмацких. - Мы можем по обращению пациента провести проверку. Вынести предписание об устранении недостатков при оказании платных медицинских услуг, а при необходимости привлечь нарушителей к административной ответственности. Но за возмещением физического и материального ущерба или морального вреда гражданин должен обращаться в суд. При этом он вправе использовать в суде материалы проверок Роспотребнадзора и привлечь специалистов ведомства для заключения по делу».

Новости по теме