МГУ занял 50 место в рейтинге лучших вузов мира
Дата публикации: 6 марта 2013 года в 14:32.
Категория: Общество.
В этом году Московский государственный университет им. Ломоносова вернулся в рейтинг 100 лучших вузов мира по версии издания Times Higher Education (THE) и занял в этом списке 50 место.
Times Higher Education (THE) является одним из самых известных и уважаемых мировых рейтинговых агентств ВУЗов, который публикуется с 2004 года.
Как пояснил первый Вице-президент «Российского союза инженеров» Иван Андриевский, до 2010 г. составлением рейтингов занималась компания QS. В ней были разработаны следующие критерии оценки: оценки экспертов, оценки работодателей, количественное отношение преподавателей/студентов, цитируемость преподавателей ВУЗа в научных статьях, количество приглашенных (иностранных) преподавателей в ВУЗе, количество иностранных студентов. По сумме этих критериев определялась итоговая оценка, на основании которой принималось решение о месте того или иного вуза в общем рейтинге.
По этому рейтингу МГУ им. Ломоносова занимал далеко не завидное положение, в 2008 г. он был на 183 позиции, в 2009 на 155 позиции, в 2010 году – 93 место.
После скандала, связанного с ошибками в расчетах, допущенными в компании QS, журнал «Times» поменял «аналитика-подрядчика». А в результате изменилась и методология исследования. В качестве главного критерия теперь выступила репутация ВУЗа среди его профессорского состава, что является исключительно субъективной оценкой. Данный критерий слабо верифицируемый, а следовательно не достаточно объективный и научный.
Даже в самом издании «Times» делают оговорку, что данный рейтинг не является основным и главным ориентиром для оценки ВУЗа. В связи с выработкой новой методологии, МГУ им. Ломоносова уже в 2011 году показал «идеальный» результат: 33. место. Однако в 2012 году ВУЗ вообще не вошел ни в один из рейтингов THE.
На сегодняшний ситуация вновь изменилась. По итогам 2012 года МГУ попал на 50-е место и стал единственным российским вузом в репутационном рейтинге. Это наверняка связано с тем, что в 2012 году было принято решение о выделении ведущим российским ВУЗам объемного финансирования – 55 млрд рублей для «реализации новых проектов» и «вхождению в международные рейтинги». Помимо достаточно высокого места в рейтинге THE, МГУ и в рейтинге аналитического агентства QS занял на 116 место.
На сегодняшний день, МГУ им Ломоносова является ведущим университетом страны, который отражает все развитие науки и образования в России. По рейтингу данных агентств можно не столько оценивать этот ВУЗ, сколько оценить успехи российского образования в целом.
Безусловно, в науке и образовании есть существенные проблемы, вызванные недостаточным финансированием, невысоким социальным статусом ученых и инженеров. Однако, если взглянуть на сегодняшнюю политику государства в этом направлении, то можно заключить, что положительные сдвиги все же есть.
В первую очередь это связано с повышенным вниманием к грантовым программам и их расширением. Поскольку большая часть науки малоокупаема, а инвестиции, особенно на начальном этапе, достаточно существенны, гранты являются своеобразным «спасательным кругом» для тех же инженеров, физиков-эксперементаторов, практикующих научных специалистов и молодых инноваторов.
В 2011 году федеральный бюджет выделил на науку 227,8 млрд. рублей, из них 37,4 % на фундаментальные исследования и 62,6 % на прикладные. Из основных грантовых фондов, в России действуют Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский фонд технологического развития (РФТР), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ). Бюджет каждого из этих фондов в 2011-2012 годах достигал 1 млрд. рублей.
Помимо грантов, государство активно продвигает инновационный курс развития экономики. Как известно, инновации включают в себя научные разработки и инвестиции в них. В рамках данного курса происходит развитие инновационного центра «Сколково», создание прототипа «силиконовой долины» в Татарстане под названием «Иннополис Казань», завершение формирования ТВЗ в Томске и т. д. Все это, безусловно, развивает отечественную науку, а также стимулирует работу ВУЗов, в плане подготовки кадрового ресурса, необходимого для участия в этих проектах.
Помимо этого, при университетах появляются научные лаборатории, в которых происходят исследования и разработки самой различной направленности, начиная от прототипов коллайдера, заканчивая гендерными исследованиям. Минобрнауки планирует в течении 7 лет создать еще 1 тыс. новых научных лабораторий.
Еще одним важным фактором развития российского образования и науки является так называемая «реформа университетов», целью которой служит оптимизация и эффективность получения образования путем слияния или ликвидации неэффективных ВУЗов. Уменьшая количество «пустых» университетов, государство сможет более эффективно вложить средства из федерального бюджета в более наукоемкие университеты.
Эти меры должны привести к повышению уровня развития науки и образования не только в МГУ, но и в других российских ВУЗах. В конечном итоге это отразится и на состоянии международных рейтингов университетов, в которых будут присутствовать как минимум пять российских ВУЗов, имеющих высокий потенциал. В их число входят ВШЭ, СПБГУ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, КГУ и НГУ.