Логотип

агенство
информационных
сообщений

10.02.2026

Не того министра уволили в Хакасии

Не того министра уволили в Хакасии
Фото пресс-службы главы Хакасии
В начале года в правительстве Хакасии случился министропад. За неделю лишились постов глава Минфина Игорь Тугужеков и министр здравоохранения Олег Ананьевский. Сразу скажем – эти отставки очень похожи на классический случай наказания невиновных, назначенных козлами отпущения. Вторая часть – про награждение непричастных тоже есть. Поскольку человек, действительно причастный к проблемам, за которые сняли Тугужекова и Ананьевского, остался при своем месте и жаловании.

Напомним, министр финансов Игорь Тугужеков был уволен за то, что бюджетники республики перед Новым годом не получили зарплату и ушли на праздничные каникулы без денег. Этот скандал, вышедший на федеральный уровень, заставил главу республики для успокоения возмущенной общественности и раздраженного федерального начальства, поспешно объявить и покарать «виновника». Ну, или выбрать «крайнего». Таковым и оказался Игорь Тугужеков. Возможно, даже нашлись незамутненные обыватели, поверившие в то, что глава Минфина из личной вредности перед праздниками запер на три ключа битком набитый деньгами сейф и со зловещим хохотом заявил: «А вот не дам я им зарплату. Пусть помучаются»!

Из той же серии увольнение (официальная версия – по собственному желанию) главы Минздрава Олега Ананьевского. С медициной у нас действительно проблемы. Врачей в республике все меньше, очереди на прием к специалистам все больше. Причина кадрового кризиса в том, что медики бегут из Хакасии в соседние регионы, где им платят вдвое больше.

Все тот же незамутненный обыватель должен и тут принять версию, что Ананьевский из личных побуждений чах над сундуком со златом, отказываясь увеличивать жалованье разбегающемуся медперсоналу.

На деле причина бед как у бюджетников, так и медиков в частности – в пустоте республиканской казны и финансовой несостоятельности региона. Игорь Тугужеков с радостью бы перечислил зарплату в срок, а Олег Ананьевский с еще большей радостью увеличил доходы медиков – будь у них что отправлять и чем добавлять. Но если денег нет, то хоть убейся об стену –отправлять и добавлять нечего.

Министры сменились, проблема осталась

Говорим мы про кризис в здравоохранении или учительские зарплаты, нехватку угля для котельных в муниципалитетах и слабую программу развития ЖКХ – все упирается в одно – экономику. Чтобы программы внутри региона работали, их нужно финансировать.

Многие почему-то считают, что за наполнение казны отвечает Минфин. Это неправильное мнение. Минфин – просто бухгалтерия, распределяющая по утвержденным статьям деньги, которые в казне уже есть. Если же дебет с кредитом не сходятся, максимум что Минфин сможет — это взять вредит на затыкание кассовых разрывов. Ну, или в очередной раз поклянчить денег у федералов.

Так что оказавшегося перед пустой кассой в конце декабря Игоря Тугужекова можно обвинить лишь в том, что он не побежал 29 декабря оформлять кредит лично на себя, заложив обе почки и печень.

За рост доходов казны отвечает Минэкономразвития. Именно в данном ведомстве должны искать и стимулировать появление новых источников денег. То есть не только помогать росту и процветанию уже действующих на территории хозяйствующих субъектов, но и активно поощрять создание новых точек производства и оказания услуг – то есть появление новых налогоплательщиков.

Минэк должен постоянного анализировать рыночные тренды, выбирать в них перспективные виды бизнеса, и если таковые, с учетом логистики, а также региональной ресурсной и демографической базы в принципе могут работать в Хакасии, то министерство должно этих перспективных к нам зазывать, заманивая плюшками и ништяками, либо помогать возникнуть им прямо у нас.

В идеале Минэк доложен работать с региональной экономикой, как тренер в профессиональном спортивном клубе. Учить и натаскивать игровой состав, опекать и облизывать имеющих звезд и все время смотреть по сторонам, чтобы замечать перспективных игроков и переманивать или перекупать их на трансферах.

Но Хакасский Минэк и его глава Роман Ковтун выглядят не тренерами, а зрителями, которые с попкорном наблюдают за событиями на экономическом поле и просто записывают результат матча, ничего не делая, чтобы как-то на этот результат повлиять.

Единственное в чем хакасский Минэк преуспел, так это в красивом оформлении слайдами-презентациями записей результатов чужих игр. Более того, иногда для «красоты» отчетности реальность часто дополняется ее весьма вольными трактовками и даже чистым вымыслом.

О полетах фантазии Минэка и качестве его аналитики лучше всего свидетельствуют проекты бюджетов республики за последние три года. В своих прогнозах доходов казны ведомство Ковтуна проявляло безудержный оптимизм, и каждый раз рисовало поступления, которые на 8-10 млрд рублей превышали реальность.

При этом мечтатели из Минэка не предложили и не запустили ни одного сколь-нибудь значимого промышленного проекта, который бы помог подтянуть экономическую реальность к их фантазиям.

В Хакасии есть золото, уголь, идёт обсуждение редкоземельных металлов, добывается и отгружается на Евраз железная руда, работают великолепные заводы РУСАЛа, есть мрамор и лес – казалось бы, вот база, при которой можно ни в чем себе не отказывать и думать лишь о том, куда бы направить очередной миллиардный профицит бюджета.

Но вместо этого в бюджете шаром покати, а правительство, в том числе представители Минэка, лишь разводят руками, сетуя на то, что колебания мировых цен на уголь или трудности с его вывозом радикально испортили жизнь республики.

Ещё с 2018 года все главы Минэка Хакасии были совершенно невнятными персонами. Их сложно было представить в роли реформаторов, создателей новых отраслей или защитников бизнес-интересов республики на федеральных площадках. Поэтому мы банально проедали заделы, полученные в наследство от правительства Виктора Зимина. Цикл каждого инвестиционного рубля от 2 до 5 лет. Вот система примерно пять лет и смогла протянуть на инерции от программ, запущенных при Зимине. А сейчас мы вполне логично оказались перед разбитым корытом.

Но если предшественники нынешнего главы Минэка Романа Ковтуна были просто безликими, и вспомнить о них практически нечего, то у Ковтуна, кроме упомянутого выше навыка рисовать красивые отчеты, есть своя персональная фишка.

Туризм, как большая фикция

Минэкономразвития Хакасии уже несколько лет генерирует движуху в сфере туризма. По большому счету, это в основном не реальная деятельность, а ее бурная имитация.

Нам отчитались, что одну из станций Московского метро раскрасили хакасской символикой. И еще на выставке в той же Москве развернули павильон республики, который посещали важные персоны.

Но Хакасии-то от этого – ни жарко, ни холодно! И в казне республики денег от этого не прибыло. Наоборот – за показуху в столице заплачено из нищего хакасского бюджета.

А если говорить прямо, то значимость туристической отрасли для нашего региона, мягко говоря, сильно преувеличена. Никогда туризм в Хакасии не будет приносить много денег.

Массовый туризм – это отдых на теплых пляжах с проживанием в отелях классом от тройки и выше и сопутствующей инфраструктурой – барами, ресторанами, променадами под пальмами и фотографами с обезьянками.

Причем пляжи эти должны быть теплыми если не круглый год, то хотя бы его половину. Чтобы приезжающие туристы не волновались из-за капризов погоды, а владельцы отелей, ресторанов и т.д. были уверены в долгосрочной заполняемости своих заведений.

Только тогда туризм привлекает миллионы потребителей и приносит серьезный доход организаторам.

В Хакасии пляжи теоретически есть, но купальный сезон у нас длится максимум два месяца, а в иные годы – один. При таком раскладе всем, кто пытается на этом заработать нужно за эти пару месяцев закрыть все свои годовые затраты и получить хоть какую-то прибыль, на которую можно прожить оставшиеся 11-12 месяцев. Поэтому ценники на наших турбазах и домах отдыха вынужденно-космические.

Но когда за недельное пребывание в фанерном домике на голом берегу Шира иди Белё запрашивают столько же, сколько стоит двухнедельный тур в Тайланд, Вьетнам или в Санью с перелетом, трехзвездочным отелем и завтраками — понятно, что подавляющая часть потенциальных туристов сделает выбор не в пользу «пляжей Хакасии».

На наши пляжи люди ездят лишь в режиме «на уикенд своей машиной с палаткой». А от таких туристов доходов, как максимум, несколько тысяч рублей, уплаченных за бензин на автозаправке и за пиво в местных магазинчиках. Из которых до бюджета дойдет примерно ничего.

Еще много говорят про археологические памятники Хакасии, которые, якобы, должны заманить к нам тыщи и тыщи любителей древностей. Это тоже иллюзия. Ради одних древностей никто никуда не едет, кроме археологов. Старинные артефакты хорошо работают лишь как дополнительные бонусы к тем самым теплым пляжам. Да и там среднестатистический турист покупает экскурсию к ним лишь один раз. Чтобы сделать селфи на фоне пирамиды Хеопса (руин Парфенона, Колизея, Тадж-Махала и т. д.) и поставить в своем мысленном жизненном плане пометки: «выполнено – я там был».

Второй раз на исторические руины 95% туристов уже никогда не возвращаются. А вот на близлежащие теплые пляжи будут прилетать снова и снова.

Конечно, есть еще так называемый нишевый туризм. Для отбитых на всю башку любителей экстрима. И тут Хакасии действительно есть, что предложить, да собственно и предлагается. Поселок Приисковый весьма популярное место среди безбашенных любителей фрирайда и гонок на снегоходах. Но подобный туризм потому и нишевый, что узок круг этих экстремалов и страшно далеки они от народа, который миллионными массами предпочитает солнце, море и комфортные отели. Ну, или знаменитые мегаполисы с их исторической застройкой и необъятным шопингом. Однако, Абакан вряд ли когда-нибудь составит конкуренцию Москве, Питеру и Казани.

Такой же нишевый туризм – это альпинисты, скалолазы и прочие маньяки – готовый лезть куда-то по таким диким склонам и сопкам, где даже летом нужны лыжные палки: одной клещей давить, другой – волков отгонять. К тому же этот узкий контингент уже давно пасется у соседей на Красноярских столбах, в Ергаках, на Телецком озере и прочих Манжероках.

Еще одна узкая ниша – этно-туризм. Но и здесь все потенциальные потребители уже отжаты Горным Алтаем и Бурятией. Тем более что в последней, кроме шаманов с бубнами, еще и Байкал есть.

Со своим климатом и удаленностью от морей Хакасия никогда не озолотится за счет туристов. Турбизнес здесь всегда будет очень невеликой частью экономики, зарабатывающей денежку в основном на местных жителях, когда те развлекают себя в выходные. При этом в отпуск те же местные предпочитают летать куда подальше.

И когда в Минэке Хакасии говорят: мы участвуем в столичных турвыставках, чтобы привлечь инвесторов, которые будут строить у нас инфраструктуру отдыха – не верьте. Ни один вменяемый инвестор не даст денег на строительство объектов, которые заведомо себя никогда не окупят.

Реальный потенциал хакасской туротрасли демонстрирует бесстрастная федеральная статистика. Вот ее данные:

Хакасия показала самый слабый рост туризма среди регионов Енисейской Сибири

А вот туротрасль Хакасии в динамике:

1. В туристическом рейтинге регионов России за 2021 год Хакасия заняла лишь 66 место.

2. Хакасия заняла лишь 73-е место в туристическом рейтинге регионов России 2024 года.

3. Хакасия оказалась в хвосте туристического рейтинга регионов России за 2025 год.

Хакасия в рейтинге по итогам 2025 года поставлена на 76-е место из 85-ти. То есть оказалась в десятке худших. 

Мы видим, что за пять лет Хакасия в туристическом рейтинге регионов скатилась с 66-го на 75-е место. 

Это трудно назвать успехом.

Но если смотреть на отчёты министра Ковтуна, то туризм у нас цветет и пахнет. Поэтому есть подозрение, что эти отчеты делаются путем манипулятивной подгонки данных под красивую картинку. И хорошо, если просто подгонка, а не чистый вымысел.

Есть большие сомнения в озвученных правительством Хакасии данных о том, что за 2025 год у нас якобы побывали 2,5 миллионов туристов. Это противоречит даже данным того же Минэка по другим статьям. К примеру, на публичных слушаниях по бюджету ведомство отчиталось о том, что годовой оборот туротрасли был на уровне 2,5 - 3 млрд рублей. Получается, что каждый из 2,5 млн туристов потратил на отдых в Хакасии всего по тысяче рублей? То есть все они пришли пешком, жили под мостами и питались подаянием.

Крепнет впечатление, что шумиха вокруг туризма, это просто развлечение лично для Романа Ковтуна и курирующей его ведомство вице-губернаторши Юлии Исмагиловой. Именно она сияет на всех столичных околотуристических фестивалях, выставках и конференциях. Мы рады за очаровательную Юлию Вячеславовну – она отлично проводит время на подобных светских тусовках, и они дают ей поводы еще реже появляться в скучной Хакасии.

Но вот для региона и его бюджета толку от всего этого нет. Совсем нет.

Пока Хакасия кардинально не изменит подход от рисованной экономики к реальной, наполнения бюджета мы не увидим. И уже очевидно, что пора прекратить тратить ресурсы одного из самых больших и важных ведомств на бессмысленный для Хакасии туризм и развлечения госпожи Исмагиловой.

При этом есть много отраслей и точек роста, поддержка которых гарантирует финансовую и социальную отдачу.

Ну и Last but not least: раз уже пошли снятия министров, то может стоит здесь перейти от увольнения «крайних» к снятию тех, кто это действительно «заслужил» в виду своей явной профнепригодности?

Отставку Романа Ковтуна очень многие сочтут логичным и давно назревшим шагом. Но все зависит от решимости главы – если он и дальше будет откладывать такие кадровые решения, экономический кризис в регионе только усилится, а бюджетное бедствие перейдет в катастрофу. Если же решится, то выиграет политические очки, что очень актуально перед выборами в Госдуму.

Хотя меньше всего хотелось бы, чтобы на экономические решения влияли политические факторы. Ведь главная беда Хакасии как раз в том, что здесь с 2018 года все перевернуто с ног на голову. Экономика здесь не базис, а лишь почти заброшенная надстройка к политике.

Но игнорировать экономику в пользу политики чревато. Собственно, результаты этого мы сейчас в Хакасии и видим.  

ПОДЕЛИТЬСЯ

Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока нет