Как США вербуют российские региональные СМИ

Дата публикации: 8 сентября 2016 года в 10:21.
Категория: Общество.

Региональная пресса в России оказалась под прицелом американцев, покровительствующих независимым изданиям. Руководителей редакций вербовали и загоняли в кредитную кабалу, требуя взамен распространять информацию об акциях оппозиции и негативных публикаций антигосударственного характера.

На днях Генеральная прокуратура России признала «нежелательными» на территории нашей страны две неправительственные американские компании: «Международный республиканский институт» (International Republican Institute) и «Фонд инвестирования в развитие СМИ» («Media development investment fund, Inc»). В надзорном ведомстве пояснили, что их работа представляет угрозу основам конституционного строя страны и безопасности государства. Соответствующие распоряжения направлены в Минюст России для включения организаций в соответствующий «стоп-лист».

Справка: «Media development investment fund, Inc»« или сокращенно MDIF был создан в январе 2013 года путем реструктуризации «Фонда кредитования в СМИ» («Media development loan fund»). П сути при реорганизации произошла только смена названия организации. Головной офис MDIF находится в США, его возглавляет госпожа Харлан Мандель. Но деятельность фонда распространяется далеко за пределы Штатов: в Россию, страны СНГ, Африки, Восточной Европы и Азии. Основная его цель – независимые СМИ.

«Мягкая сила» американских кредиторов

Яркий пример работы организации – ситуация c информационным агентством «Тульские новости». Руководитель СМИ Андрей Мазов на своем сайте подробно рассказал о методах работы MDIF. По его словам, за работой его издания американцы следили около полугода. Директора информагентства приглашали на встречи в Москву для знакомства и обработки. В итоге, для тульского СМИ одобрили выдачу займа в размере $100 тысяч.

Эта история, уверен руководитель издания, – наглядно демонстрирует пример так называемой «мягкой силы» («Soft Power»). «Когда тебя вывозят на семинары и начинается с того, что «мы понимаем, как тяжело вам работать в этой стране, мы понимаем, что власть душит прессу... и только вы, «светочи независимой журналистики региональной», мы вами гордимся, мы вам помогаем...», - пояснил Андрей Мазов в интервью собственному агентству. По его словам, когда кредит от американцев был получен, изданию тут же «объяснили», что средства даны не просто так. А после «неправильного», по мнению руководителей фонда, освещения шествия националистов в городе-оружейников, и вовсе вызвали в российскую столицу. Далее, по словам Андрея Мазова, давление на региональное СМИ только нарастало. Директору настоятельно рекомендовали распространять информацию об акциях оппозиции. А за несговорчивость фонд потребовал вернуть всю сумму займа. Однако, по данным агентства, из $100 тыс. займа пятая часть до Тулы вообще не дошла.

«Когда все стало понятно, я подписал письмо, отправил аудиторам фонда претензию о том, что не соблюдаются условия договора: деньги перечислили не в полном объеме и не вовремя. И второе - сотрудники организации активно влияют на редакционную политику. Через некоторое время договор предложили продлить, а основную часть займа начать гасить в 2017 году. Мы проигнорировали такое предложение. Теперь тишина. Прошло девять месяцев, и ситуация следующая: мы не платим по кредиту, и на нас не подают в суд», - отметил Андрей Мазов.

Многомиллионная «помощь»

Согласно открытым данным Федерального бюро по налогам и сборам США, MDIF находится «под крылом» «Open Society Institute» или фонда «Открытое общество» (Америка). Причем сотрудники организаций работают по принципу: и вашим, и нашим. Поэтому с особым рвением «помогают» независимым СМИ в России и Европе сразу с «двух стульев». 

Кроме того, согласно документам, MDIF - абсолютный собственник MDLF ServiceCorp., представительство которой находится также и в Москве. Возглавляет его гражданка России Вероника Дмитриева. Соответственно, структурное отделение в РФ финансируется напрямую MDIF. Правда, по последним данным, Дмитриева перевелась в варшавский офис Media development investment fund, Inc.

Любопытно, что средства MDIF шли в Россию транзитом через Чехию, а именно пражский офис фонда. Об этом сообщается на официальном сайте Минюста Чехии. С 2006 по 2015 год подразделение направило на «поддержку» так называемых независимых российских СМИ порядка 13 632 500 долларов. Колоссальные средства. Они выдавались как под видом кредитов, так и в виде различных грантов.

Попавшие на крючок

ИА «Тульские новости» далеко не единственное СМИ, которое польстилось на красивые слова и финансовую поддержку. В финансово-политическую ловушку, согласно обнародованным данным, были втянуты: «Томская Медиа Группа», ИА «ЧР-Менеджер», «Норд-пресс», сеть региональных газет «Мой район», издательские дома «Алтапресс» и «Крестьянин». В список вошли также «Парма медиа», «Качканарский четверг», «ТВ Ставрополь», «Якутск Вечерний», «Агробук», «Информполис», типография «Паритет», «Альянс независимых региональных издателей».

Схема работает

Напомним, что MDIF активизировал свою работу на Украине в 2013 году. Роль СМИ в политических кризисах переоценить сложно, о чем в фонде должны были хорошо понимать. А острая фаза противостояния, по логике, требует значительно больших капиталовложений в СМИ. Начатые на Украине осенью 2013 года внутриполитические процессы обернулись зимой 2014 года в полноценный государственный переворот и смену власти. Роль MDIF и поддержанных им украинских СМИ в перевороте еще только предстоит оценить. Но дыма без огня, как гласит поговорка, не бывает. А если система работает, то почему бы не применить ее на соседнее с Украиной государство?

Реакция США

На решение Генпрокуратуры России внести MDIF в список «нежелательных в России организаций», тут же отреагировали в Госдепе США. В американском ведомстве высказали «беспокойство» по этому поводу. Представитель госдепартамента Джон Кирби заявил: «Призываем правительство РФ соблюдать свои международные обязательства по продвижению и защите прав человека и основных свобод, а также и снять подобные ограничения на важную работу организаций гражданского общества в России», — заявил представитель Госдепа. 

Действительно, сложно не возмущаться, когда рычаги управления российской прессой буквально выскальзывают из рук заокеанских кукловодов.

Бесплатный сыр

MDIF де-факто оказался не панацеей от проблем малообеспеченных региональных СМИ России, а их могильщиком. В условиях кризиса многие независимые региональные СМИ не имеют возможности держаться на плаву. MDIF же, согласно обнародованным данным, предлагал региональным редакциям кредитную «вилку» от 2 до 7% годовых на срок от 5 до 25 лет. Разумеется, под предлогом поддержки действительно независимых СМИ и свободы слова в России на местном уровне. Те, кто соглашался, потом жалели. Попавшись на заманчивое предложение, СМИ получали финансирование. Но успешность сотрудничества была разной, некоторые СМИ элементарно залезли в долговую яму, когда сумма выданных средств превышала стоимость самого медиа ресурса. И тут-то все «благие намерения» фонда становились очевидны: пляшешь под дудочку или теряешь бизнес. Традиционный выбор для жертвы шантажа: между плохим и ужасным. Как итог, подконтрольные СМИ на своей площадке вынуждены были вести антироссийскую работу. Пример ИА «Тульские новости»- это лишь верхушка айсберга. Редакция клюнула на американскую поддержку, но наживку проглотить полностью не успела. Другим повезло меньше.

Меж тем, 18 сентября в России пройдут выборы в Государственную думу. Как поведут себя в преддверии парламентских выборов поддержанные MDIF региональные СМИ, узнаем уже совсем скоро.

PS. В рамках информационно-психологической войны, вполне естественны попытки США получить инструменты влияния на российское общество изнутри, уходя с уровня федеральной прессы, которая находится под серьезным контролем, на уровень региональный, где до сих пор существуют возможности вроде тех, которые описаны в статье. Разумеется, основной целью является не заработок на различных доходяжных СМИ, которые «подсажены на процент», а именно непрямое влияние на общественно мнение на региональном уровне.

Отметим, что на Украине подобные структуры работали примерно так же - помимо центральных олигархических каналов поддерживавших переворот и созданных под него заранее масс-медиа, в течение долгих лет практически во всех регионах Украины культивировались подобные СМИ сидевшие на зарубежном финансировании, которые в нужный момент на местах выступали с поддержкой гос.переворота и способствовали повышению численность майданных акций. Основными идеями, которые генерировала подобная прессы были - необходимость евроинтеграции, НАТО это хорошо, Россия и таможенный союз это плохо, украинские борцы за незалежность- вот настоящие герои и т.д. и т.п.

В этом плане, на Украине была выстроена целая медийная система непрямого влияния, которая работала на разных уровнях, что в России американцам пока реализовать затруднительно, в силу того, что уровень контроля со стороны государства над медийным полем выше, а доступ «на федералку» ограничен. Но эти трудности подобные фонды понятное дело не останавливают, так как они играют в долгую, инвестируя свои и государственные средства (из закрытых фондов) в долгосрочную перспективу и при понимании всех рисков связанных с тем, что такой «инвестор в демократию» может быть удален из страны, а финансово-редакционный контроль над таким СМИ может быть утерян.

Источник: Colonel Cassad

Новости по теме

Оставить комментарий