Зарплаты не будет. В казне Хакасии кончились деньги
Дата публикации: 5 июля 2019 года в 11:53.
Категория: Экономика.
Финансовая ситуация действительно аховая. Достаточно красноречивый маркер – исполнение бюджетных обязательств. Как сообщает издание «Пульс Хакасии», в первые четыре месяцы этого года правительство региона направляло на различные нужды в среднем по 2,57 млрд рублей ежемесячно. Но к концу апреля накопленный в прошлом году запас прочности иссяк, и в мае планка расходов упала до 1,75 млрд рублей. А ведь май – начало сезона интенсивных строительных, дорожных, коммунальных и сельскохозяйственных работ, когда нужно успеть привести в порядок большое число самых разных объектов, обеспечить село соляркой и прочее, прочее…
Очевидно, что республиканская казна пустеет намного быстрее, чем наполняется. Системный кризис «проглотил» даже всплеск по доходной части, который был зафиксирован в начале года. Команда Коновалова не сумела удержать положительную динамику и опережающий рост доходов. Более того, к июню наполнение бюджета стало отставать от утвержденного графика на 0,8%. Это как если бы рванувший на стартовых секундах бегун, не пробежав и полкруга, выдохся и, еле перебирая ногами, оказался в аутсайдерах.
Как мы дошли до жизни такой
Во-первых, произошло резкое снижение поступлений по налогу на прибыль. Если в первые четыре месяца 2019 года ежемесячно бюджет пополнялся на 986 млн рублей, то в мае эта цифра составила всего 296,4 млн рублей. Падение более чем в три раза!
Во-вторых, стали сокращаться субсидии из федерального бюджета, которые с января по апрель ежемесячно составляли около 553,6 млн рублей, а в мае упали до 304 млн. Почти вдвое. Если же сравнить результаты первого полугодия прошлого и нынешнего года, то разница по субсидиям из федерального бюджета составит 756 млн рублей! Неслабо, даже без учета инфляции.
Что может сделать кабмин
Рассмотрим некоторые возможные шаги финансового блока правительства Хакасии по удержанию ситуации в умеренных рамках.
Первое и наиболее очевидное решение – обращение к федеральному центру за безвозмездными субсидиями. Подобная попытка предпринималась в 2017 году, когда Верховный Совет республики попросил у Москвы 28 млрд рублей. Тогда обращение не дало результата, и совершенно нет оснований думать, что сейчас искомая сумма будет выделена. И дело вовсе не в политических раскладах, а в элементарном финансовом администрировании. Любое выделение федеральных средств требует серьезного обоснования и четкого документального сопровождения, включая прописанные механизмы защиты от нецелевых трат и злоупотреблений. И у наблюдателей есть сомнения, что республиканский Минфин сейчас способен выполнить эту работу оперативно и на должном уровне.
Вторая опция получения федеральных денег – попытка выбить бюджетный кредит. Законом о республиканском бюджете на 2019 год предусмотрено получение краткосрочного бюджетного кредита на сумму 2 млрд рублей. Но при этом, в течение года необходимо погасить 2,7 млрд рублей обязательств по долгосрочному бюджетному кредиту, взятому в 2017 году. То есть к пока еще неполученным 2 миллиардам придется изыскать еще 705 млн.
Третий способ - «поработать» с крупным бизнесом. Например, попытаться привлечь авансовые платежи по налогам на прибыль и имущество. По мнению экспертов, этот проверенный годами механизм уже был использован и при новой власти. Наблюдатели, знакомые с ситуацией, предполагают, что всплеск поступлений в бюджет республики с января по май – дело рук компаний угледобывающего сектора, в первую очередь операторов Майрыхского разреза.
Но аванс остается авансом. Во-первых, потратить его можно только один раз, а потом придется затягивать пояса, а во-вторых, любой аванс требует отработки. Тем более, что в связи с заметным падением цен на уголь и сокращением прибыли угледобытчиков велика вероятность, что угольщики просто перестанут платить текущие платежи по налогу на прибыль и имущество, выбирая уже уплаченные авансы.
Это подтверждают и платежные ведомости: за май 2019 года по налогу на прибыль поступило всего 296,4 миллиона рублей, то есть в три раза (!) меньше среднемесячного поступления за предыдущие четыре месяца.
Остается четвертый способ – поход за кредитом в коммерческие банки. Но тут следует учитывать опыт 2017 года, когда в течение шести месяцев было отменено 20 торгов из-за отсутствия заявок. То есть ни один коммерческий банк не захотел тогда подавать заявку, чтобы кредитовать республику. Отказ в кредите – обидная ситуация, даже если вы хотите всего лишь новый смартфон. Что уж говорить, если на кону социальные обязательства на сумму 4,89 миллиарда рублей, как это предусмотрено в законе о бюджете на текущий год, и эти обязательства предполагается выполнить именно за счет коммерческих кредитов.
Остается лишь надеяться, что соглашение с одним из крупнейших банков, подписанное Коноваловым во время экономического форума в Санкт-Петербурге, не является простой декларацией «за все хорошее, против всего плохого». Но любой банк – это не благотворительная организация и банкиры умеют оценивать риски. Проблемным заемщикам деньги если и дадут, то только под повышенный процент.
Чем все это грозит?
В первую очередь – неприятным и гнетущим чувством неопределенности, которое испытывают жители Хакасии, коллективы бюджетников, работники предприятий, прямо зависимых от благополучия республиканской казны.
Сообщения из недр Серого дома также не добавляют оптимизма. Так, на днях достоянием общественности стала информация о том, что сотрудников аппарата правительства предупредили, что полученные отпускные не стоит растрачивать на отдых, а лучше поберечь, поскольку к концу лета возможны задержки зарплат.
То тут, то там возникают, как поганки после дождя, симптомы экономической несостоятельности. Например, отмененная в последний момент забастовка автобусных хозяйств в Абакане и Саяногорске, которая хоть и выглядела, как привычный шантаж, но тем не менее была связана с реальным неисполнением обязательств со стороны Минтранса и Минсоцзащиты Хакасии – предпринимателям месяцами не выплачивают положенные субсидии за провоз льготников. Жители уже были готовы к пешим прогулкам 1 июля, однако пожар удалось на время пригасить стремительными договоренностями о реструктуризации и выплате долгов перед автохозяйствами.
Гораздо меньше повезло сельхозработникам и фермерским хозяйствам. Сокращение посевных площадей показывает, насколько снизился уровень поддержки аграрного сектора. Площади под зерновые культуры сократились на 18%, под овощи открытого грунта – больше чем на 40%, а площади под картофелем стали меньше на 44,9% (почти в полтора раза)!
Уже зафиксировано и сокращение выпуска основных видов сельхозпродукции. Производство мяса (скота и птицы на убой) в сравнении с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось на 23,8% (практически на четверть). Производство молока уменьшилось на 10,8%
И это официальная статистика, которую приводит Красноярскстат в своем докладе за 1 июля.
На этом фоне вариантов для финансовых маневров у действующих республиканских властей остается все меньше. И если в ближайшее время над Серым домом не появится волшебник в голубом вертолете или инопланетная летающая тарелка, которые просто-так, за спасибо, отсыплют в казну 5-6 млрд рублей, для жителей Хакасии начнутся печальные времена. Задержки зарплат, социальных пособий, компенсаций льготникам и прочие неприятности.