Опубликовано мотивированное решение суда о признании бюджета Хакасии незаконным
Дата публикации: 6 апреля 2021 года в 08:52.
Категория: Политика.
Напомним, суд признал недействующим региональный закон о республиканском бюджете на 2021 год. Иск был подан прокуратурой, которая установила, что принятый Бюджет-2021 противоречит федеральному законодательству.
Прокуратура и суд сочли, что принятый правительством и депутатами Хакасии «Бюджет-2021» незаконен, поскольку в нем превышены предельно допустимые уровни дефицита и объема госдолга. А также вписаны заведомо нереалистичные доходы от налога на прибыль предприятий.
В случае вступления решения в законную силу, бюджет не может исполняться. Не исключается даже отзыв ранее произведенных из бюджета платежей и судебных споров по порядку исполнения договорных обязательств, финансируемых за счет казны.
В общем, региону грозят серьезные проблемы.
Приводим полный текст опубликованного на официальном сайте Верховного суда Хакасии документа:
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Абакан 29 марта 2021 г.
Верховный Суд Республики Хакасия
в лице председательствующего Петровой Т.Л.,
при секретаре Абрамовой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Республики Хакасия о признании Закона Республики Хакасия от 17 декабря 2020 г. № 88-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не действующим,
У С Т А Н О В И Л:
9 декабря 2020 г. Верховным Советом Республики Хакасия принят Закон Республики Хакасия № 88-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», который подписан Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия 17 декабря 2020 г. Текст названного нормативного правового акта опубликован в бюллетене «Вестник Хакасии», №№ 90-93 от 17 декабря 2020 г.; на официальном интернет-портале правовой информации http:www.рravo.gov.ru. 18 декабря 2020 г., № 1900202012180001.
Прокурор Республики Хакасия обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Закона Республики Хакасия от 17 декабря 2020 г. № 88-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (далее- Закон № 88-ЗРХ).
В обосновании требований указал, что Законом № 88-ЗРХ утверждены основные характеристики республиканского бюджета Республики Хакасия, где дефицит республиканского бюджета на 2021 г. составляет 19 % от налоговых и неналоговых доходов бюджета республики, что противоречит пункту 2 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. А также объем государственного долга Республики Хакасия, утвержденный оспариваемым Законом № 88-ЗРХ превышает верхний предел государственного долга, установленного пунктом 4 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Определением от 19 февраля 2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика привлечены Глава Республики Хакасия- Председатель Правительства Республики Хакасия и Министерство финансов Республики Хакасия.
В судебном заседании прокуроры ФИО13 на заявленных требованиях настаивали, приводя в обоснование доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Представители Верховного Совета Республики Хакасия ФИО14 возражали против удовлетворения административного искового заявления, пояснили, что Законом № 88-ЗРХ утверждены общий объем доходов республиканского бюджета в сумме 37 968 816 тыс. руб., общий объем расходов республиканского бюджета в сумме 42 548 885 тыс. руб., дефицит республиканского бюджета в сумме 4 580 069 тыс. руб. Объем безвозмездных поступлений составляет 13 449 502 тыс. руб. Дефицит республиканского бюджета на 2021 год составляет 18,68%, то есть превышает ограничение размера дефицита бюджета субъекта Российской Федерации на 3,68% или на 902 171,9 тыс. руб. Федеральным законом от 15 октября 2020 г. № 327-ФЗ (часть 9 статьи 9) внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, установлено, что в 2021 году дефицит бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) может превысить ограничения, установленные пунктами 2 и 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на сумму бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции. Согласно информации Министерства финансов Республики Хакасия сумма бюджетных ассигнований, направленных из республиканского бюджета на указанные цели, составляет 3 088,11 млн. руб., то есть ограничения по дефициту бюджета и объему государственного долга, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации, превышены в допустимых пределах.
Представитель заинтересованного лица -Главы Республики Хакасия- Председателя Правительства Республики Хакасия ФИО15 возражал против заявленных требований, поддержал доводы представителей Верховного Совета Республики Хакасия, дополнительно пояснив, что Федеральным законом от 15 октября 2020 г. № 327-ФЗ (часть 10 статьи 9) установлено, что в 2021 году объем государственного долга субъекта Российской Федерации (муниципального долга) может превысить ограничения, установленные пунктами 4 и 5 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на сумму, не превышающую объема бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции. Оспариваемый закон принят с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации.
Представители заинтересованного лица -Министерства финансов Республики Хакасия ФИО16. возражали против заявленных требований, пояснили, что в республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год расходы, связанные с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции предусмотрены в объеме 3 млрд. 88 млн. руб. При этом отдельная бюджетная классификация на указанные расходы не предусмотрена. В ведомственной структуре расходов бюджета (Приложение 8 Закона № 88-ЗРХ) на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения новой коронавирусной инфекции, запланированы расходы в сумме 1 млрд. 345 млн. руб. На выплату заработной платы (отпускных) работникам организаций- 32,8 млн. руб.; на изделия медицинского назначения- 5 млн. руб.; медикаменты для лечебных учреждений- 5 млн. руб.; ремонт компьютерных томографов- 9,5 млн. руб.; проведение тестирования на коронавирусную инфекцию методом ПЦР-исследований- 92,9 млн. руб.; приобретение средств индивидуальной защиты- 50,1 млн. руб.; заключение государственного контракта на капитальный ремонт помещения лечебного корпуса ГБУЗ РХ «Усть-Абаканская больница» и размещение дополнительных коечных мест для оказания медицинской помощи гражданам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией- 40 млн. руб.; на обеспечение деятельности контакт-центра Республики Хакасия, созданного на базе ГБУЗ РХ «Республиканский медицинский информационно-аналитический центр», по вопросам оперативной помощи гражданам запланировано 22, 2 млн. руб.; бюджетные ассигнования на организацию работы закрытого режима в республиканских государственных учреждениях социального обслуживания запланированы в сумме 13,7 млн. руб.; на обеспечение деятельности обсерватора заложены бюджетные ассигнования в размере 15,4 млн. руб.; приобретение рециркуляторов, бесконтактных термометров и дезинфицирующих средств в объеме 1,6 млн. руб. и 4,7 млн. руб. соответственно, на дезинфекцию помещений и автотранспорта- 3,9 млн. руб., на организацию деятельности мобильных групп- 0,05 млн. руб.; прочие расходы, связанные с профилактикой и устранением последствий распространением новой коронавирусной инфекции (расходные материалы медицинского и немедицинского назначения, средства профилактики, средства для дезинфекции и обработки помещений)- 50 млн. руб. На реализацию постановления Правительства Республики Хакасия от 22 января 2021 г. № 14 «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским иным работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» из расходной части республиканского бюджета планируется направить 300 млн. руб. Средства резервного фонда Республики Хакасия в размере 138, 7 млн. руб. зарезервированы на осуществление расходов, связанных с профилактикой и ликвидацией последствий новой коронавирусной инфекции. Финансовая помощь муниципальным образованиям увеличена в 2021 году на 493,3 млн. руб. по сравнению с объемом финансовой помощи муниципальным образованиям, предусмотренной в 2020 году в целях оказания помощи местным бюджетам для осуществления расходов по полномочиям органов местного самоуправления на мероприятия по профилактике распространения коронавирусной инфекции. В связи с дополнительными расходами муниципальных учреждений образования на реализацию мероприятий по профилактике распространения коронавирусной инфекции планируется приобретение облучателей, медицинских масок, моющих, чистящих и дезинфицирующих средств на сумму 66,1 млн. руб.
Кроме того, предусмотрены расходы на погашение бюджетного кредита в сумме 1 млрд. 743 млн. руб. (Приложение 1 к Закону № 88-ЗРХ). Данные расходные обязательства возникли в связи со снижением налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета в 2020 году в период пандемии. В связи с тем, что в условиях снижения доходов расходы республиканского бюджета на обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции в законе о бюджете на 2020 год не были предусмотрены, в ходе его исполнения были перераспределены бюджетные ассигнования из других расходов бюджета в сумме 1 млрд.43 млн. руб. По итогам исполнения республиканского бюджета в 2020 году исполнение по доходам составило 17 млрд. 802 млн. руб., что на 3 млрд. 259 млн. руб. меньше, чем в 2019 году. Из федерального бюджета Российской Федерации в 2020 году Республике Хакасия выделена дополнительная финансовая помощь в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов, в целях компенсации снижения налоговых и неналоговых доходов 2 млрд. 279 млн. руб.; компенсация составила 84% от снижения поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета. Недостаток доходных источников республиканского бюджета на исполнение собственных полномочий республики в 2020 году и на обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции составил 2 млрд. 023 млн. руб. (дополнительные расходы на указанные цели- в сумме 1 043 млн. руб.+ некомпенсированные поступления по налоговым и неналоговым доходам в сумме 980 млн. руб.). В декабре 2020 года Республике Хакасия, как нуждающемуся субъекту, в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 10 декабря 2020 г. № Пр-2058 на основании мониторинга исполнения бюджета Республики Хакасия, предоставлен бюджетный кредит в объеме 1 млрд. 743 млн. руб., который был направлен на замещение средств, отвлеченных в течение 2020 года на обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции. В соответствии с графиком платежей кредит должен быть погашен до 1 июля 2021 г. Возврат кредита предусмотрен в части выплат по источникам финансирования дефицита республиканского бюджета.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
9 декабря 2020 г. Верховным Советом республики принят Закон Республики Хакасия № 88-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
В силу статьи 72 Конституции Республики Хакасия Верховный Совет Республики Хакасия является постоянно действующим высшим представительным и единственным законодательным органом государственной власти Республики Хакасия.
Закон Республики Хакасия принимается большинством голосов от установленного общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 87 Конституции Республики Хакасия, часть 3 статьи 17 Закона Республики Хакасия «О Верховном Совете Республики Хакасия» (№ 46).
Согласно статье 73 Конституции Республики Хакасия, статье 2 Закона Республики Хакасия от 19 сентября 1995 г. № 46 «О Верховном Совете Республики Хакасия» Верховный Совет Республики Хакасия состоит из 50 депутатов.
Верховный Совет Республики Хакасия является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного общего числа депутатов (статья 77 Конституции Республики Хакасия, статья 6 Закона Республики Хакасия № 46).
В силу статьи 78 Конституции Республики Хакасия, статьи 7 Закона Республики Хакасия № 46 заседание Верховного Совета правомочно, если в его работе участвует не менее двух третей от установленного общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия.
На заседании Верховного Совета Республики Хакасия 9 декабря 2020 г. присутствовало 46 депутатов, за принятие Закона Республики Хакасия «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» проголосовало 33 депутата.
Таким образом, Закон Республики Хакасия № 88-ЗРХ принят правомочным составом Верховного Совета Республики Хакасия и достаточным количеством голосов депутатов.
В соответствии со статьей 18 Закона Республики Хакасия «О Верховном Совете Республики Хакасия» № 46 Закон Республики Хакасия, принятый Верховным Советом Республики Хакасия, в течение 7 дней направляется для подписания и обнародования Главе Республики Хакасия - Председателю Правительства Республики Хакасия. Глава Республики Хакасия - Председатель Правительства Республики Хакасия подписывает и обнародует закон Республики Хакасия либо отклоняет закон в течение 14 календарных дней со дня его получения. Конституция и законы Республики Хакасия вступают в силу со дня их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты Республики Хакасия по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования.
Официальным опубликованием законов Республики Хакасия и иных нормативных правовых актов считается первая публикация их полного текста в следующих официальных изданиях: 1) в газете "Хакасия"; 2) в газете "Хакас чирi"; 3) в бюллетене "Вестник Хакасии"; 4) или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 28 Закона Республики Хакасия от 11 марта 2015 г. № 18-ЗРХ «О нормативных правовых актах Республики Хакасия).
Закон Республики Хакасия № 88-ЗРХ подписан Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия 17 декабря 2020 г.; текст опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в бюллетене «Вестник Хакасия» от 17 декабря 2020 г. №№ 90-93.
Процедура принятия, опубликования и вступления в законную силу нормативного правового акта административным ответчиком соблюдены. Данные обстоятельства не оспариваются административным истцом.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В силу статьи 1 статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета, а также иные показатели, установленные настоящим Кодексом, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (кроме законов (решений) о бюджете).
Законом (решением) о бюджете утверждаются:
перечень главных администраторов доходов бюджета;
перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов либо по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов и (или) по целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), а также по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов в случаях, установленных соответственно настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования;
ведомственная структура расходов бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов;
общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств;
объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов и (или) предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде);
общий объем условно утверждаемых (утвержденных) расходов в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период на первый год планового периода в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение), на второй год планового периода в объеме не менее 5 процентов общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение);
источники финансирования дефицита бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
верхний предел государственного (муниципального) внутреннего долга и (или) верхний предел государственного (муниципального) внешнего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), с указанием в том числе верхнего предела долга по государственным или муниципальным гарантиям;
иные показатели федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местного бюджета, установленные соответственно настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования (часть 3 этой же статьи).
Пунктами 1, 2 части 1 статьи 1 Закона Республики Хакасия № 88-ЗРХ утверждены основные характеристики республиканского бюджета Республики Хакасия на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг., где общий объем доходов республиканского бюджета Республики Хакасия на 2021 год составляет 37 968 816 тыс. рублей (в том числе налоговые и неналоговые доходы в соответствии с приложением 4 к Закону № 88-ЗРХ - 24 519 314 тыс. рублей; безвозмездные поступления - 13 449 502 тыс. рублей); общий объем расходов республиканского бюджета - 42 548 885 тыс. рублей.
Дефицит республиканского бюджета Республики Хакасия на 2021 г. составляет 4 580 069 тыс. рублей, или 19 % от налоговых и неналоговых доходов бюджета республики.
Согласно пункту 2 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Кроме того, пунктом 1 части 5 статьи 1 оспариваемого Закона Республики Хакасия № 88-ЗРХ установлен верхний предел государственного внутреннего долга Республики Хакасия на 1 января 2022 г. в сумме 27 604 353 тыс. рублей.
В соответствии с приложением 4 к Закону № 88-ЗРХ объем безвозмездных поступлений в республиканский бюджет Республики Хакасия на 2021 год составит 13 449 502 тыс. рублей.
Общий объем доходов республиканского бюджета Республики Хакасия на 2021 год составляет 37 968 816 тыс. рублей, а общий объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений составляет 24 519 314 тыс. рублей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать утвержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период общий объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Объем государственного долга Республики Хакасия превышает ограничение верхнего предела государственного долга, установленное пунктом 4 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации на 3 085 039 тыс. рублей (27 604 353 тыс. рублей - 24 519 3 14 тыс. рублей).
В силу статьи 9 Федерального закона от 15 октября 2020 г. № 327-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году» в 2021 году дефицит бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) может превысить ограничения, установленные пунктами 2 и 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на сумму бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.
Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено, что в 2021 году объем государственного долга субъекта Российской Федерации (муниципального долга) может превысить ограничения, установленные пунктами 4 и 5 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на сумму, не превышающую объема бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.
Возражая относительно заявленных требований, представители административного ответчика и заинтересованных лиц ссылались на вышеприведенные положения бюджетного законодательства, в обоснование доводов представили письма и.о. министра финансов Республики Хакасия от 16 февраля 2021 г. и от 17 февраля 2021 г. в адрес Председателя Верховного Совета Республики Хакасия, из которых следует, что на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции в Законе Республики Хакасия «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» на 2021 год из республиканского бюджета Республики Хакасия предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 3 088, 11 млн. руб., в том числе на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения новой коронавирусной инфекции- 1 345, 11 млн. руб.; погашение бюджетного кредита 1 743, 00 млн. руб.
Письмо аналогичного содержания направлено и в адрес Верховного Суда Республики Хакасия.
Согласно письмам Министерства финансов Республики Хакасия от 25 декабря 2020 г. и от 20 января 2021 г., направленным в прокуратуру Республики Хакасии, в республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год по ведомству 806 «Министерство здравоохранения Республики Хакасия» на мероприятия, связанные с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции (по КБК 806 0909 5020114090 612) предусмотрено 235 588,0 тыс. руб.
Министерством финансов Республики Хакасия в материалы административного дела также представлена «Ведомственная структура расходов республиканского бюджета Республики Хакасия на 2021 год (в том числе расходы на COVID-19), из которой усматривается, что расходы на COVID-19 составляют 1 345 136, 0 тыс. руб., а также «Источники финансирования дефицита республиканского бюджета Республики Хакасия на 2021 год», в том числе по КБК 811 01 03 01 00 02 0000 810 -Погашение бюджетами субъектов Российской Федерации кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в валюте Российской Федерации -3 827 185 тыс. руб., в том числе расходы на COVID-19 - 1 743 000 тыс. руб.
В названных документах содержатся разделы «в том числе расходы на COVID-19» и «примечание».
Суд критически оценивает представленные доказательства, поскольку в судебном заседании установлено, что сведения, изложенные в вышеназванных разделах, подготовлены к судебному заседанию по сведениям, имеющимся в Министерстве финансов Республики Хакасия, в нормах же оспариваемого Закона № 88-ЗРХ такие данные не приведены. При рассмотрении административного дела в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, эти сведения не могут быть проверены в связи с отсутствием нормативного обоснования.
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах, в частности полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; прозрачности (открытости).
Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах (статья 32 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В статье 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации приведено понятие принципа прозрачности (открытости) бюджета, который подразумевает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований.
Как разъяснено в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснить, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятия решения.
Принимая во внимание, что в правовых нормах Закона № 88-ЗРХ расходы на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения новой коронавирусной инфекции не нашли отражения в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации, то есть нормативно не обоснованы, указанная информация в полном объеме недоступна неопределенному кругу лиц, суд приходит к выводу о его несоответствии таким принципам бюджетной системы Российской Федерации как принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и принцип прозрачности (открытости); содержание оспариваемого нормативного правового акта не отвечает общеправовому критерию формальной определенности, ясности.
В силу части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
При таких обстоятельствах имеются основания для признания Закона Республики Хакасия от 17 декабря 2020 г. № 88-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем административное исковое заявление прокурора о признании его не действующим со дня вступления решения суда в законную силу является обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление прокурора Республики Хакасия удовлетворить.
Признать Закон Республики Хакасия от 17 декабря 2020 г. № 88-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Направить для опубликования в бюллетене «Вестник Хакасии» сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Т.Л. Петрова
Решение в окончательной форме изготовлено 2 апреля 2021 г.