Прокуратура спасает миллионершу Евгению Васильеву, но беспощадна к фермерам и сельским чиновникам Хакасии

Дата публикации: 26 апреля 2015 года в 14:54.
Категория: Скандалы.

Нашу прокуратуру не поймешь. Прокурор, представлявшая гособвинение на процессе по делу Евгении Васильевой, попросила дать условный срок экс-чиновнице, укравшей 3 млрд рублей. Зато надзорники беспощадно расправляются с фермерами и мелкими сельскими чиновниками в Хакасии.

Отметим, что предложение прокурора отпустить Евгению Васильеву на свободу шокировало сотрудников следствия, которые потратили массу времени сил на сбор доказательств преступлений экс-руководительницы «Оборонсервиса» и ее подельников. В Следственном комитете России уже заявили, что позицию прокуратуры в этом процессе «нельзя расценивать никак иначе, кроме как предательство». 

Эксперты, комментирующие этот скандальный конфликт, отмечают, что руководитель СКР Александр Бастрыкин имеет репутацию «патриота», тогда как Генпрокурор Юрий Чайка давно считается «либералом».   

Что до Прокуратуры Хакасии, которую с февраля 2012 года возглавляет Виктор Ломакин, то в недостатке усердия ее не обвинишь. Надзорники трудятся не покладая рук. Но многие жители региона считают, что эта энергия расходуется не в лучших целях и порой от прокурорского усердия больше вреда, чем пользы.

Об этом свидетельствуют многочисленные жалобы на действия местных надзорников, которые жители Хакасии шлют не только столичному руководству прокуратуры, но и Президенту страны Владимиру Путину, его Сибирскому полпреду Николаю Рогожкину, а также руководству Хакасии.

В распоряжение «АИС» попал целый ряд такого рода жалоб и обращений. Они написаны самыми разными людьми – от представителей правоохранительных структур, до местных фермеров и руководителей поселковых советов.

Основные претензии к Прокуратуре Хакасии таковы:

- Представители МВД утверждают, что надзорники искусственно завышают уровень преступности в регионе и сорвали программу добровольной сдачи оружия, которая эффективно действовала в республике несколько лет.

- Фермеры и Минсельхоз республики считают, что прокуратура неоправданно бездействовала, когда собственники Подсиненской птицефабрики довели ее до банкротства и закрыли важное для экономики региона градообразующее предприятие. Зато надзорники очень активно блокировали реализацию региональной программы рыбоводства. В итоге регион недополучил сотни тонн свежей рыбы, а предприниматели и казна потеряли миллионы рублей, уже вложенных в создание и обустройство рыборазводных прудов.

- Администрации районных и поселковых администраций жалуются на то, что в последние годы их завалили тысячами (!) прокурорских предписаний и требований. Ежедневно сельские чиновник получают по 5-6 таких требований, большая часть которых по объективным обстоятельствам заведомо невыполнима в те сроки, что требуют надзорники. В итоге далеко не богатых сельских чиновников постоянно и беспощадно штрафуют. Как результат - половина глав деревень и сел отказывается баллотироваться на следующий срок, а многие уже подали заявления о досрочном сложении полномочий. Самое обидное, что уходят самые дельные, ответственные и здравомыслящие люди.

А теперь – подробности.

ПРОКУРАТУРА СОРВАЛА ДОБРОВОЛЬНОЕ РАЗОРУЖЕНИЕ

Ветераны органов внутренних дел Хакасии обратились к Президенту России Владимиру Путину (копии также направлены в адрес полпреда Президента в СФО Николая Рогожкина, Главы Хакасии Виктора Зимина и председателя Верховного Совета республики Владимира Штыгашева) с просьбой:

«Обратить внимание на непростую ситуацию, связанную с тем, что Прокуратура Хакасии понуждает сотрудников полиции регистрировать любые обращения граждан в правоохранительные структуры в книге учета преступлений, вне зависимости от того, есть признаки преступления или нет. В этой связи, за счет массовой регистрации мелких и средних происшествий, в регионе существенно увеличились показатели преступности. Формируется мнение о криминализации региона, происходит снижение его инвестиционной привлекательности», - говорится в обращении.

Авторы письма также утверждают, что Прокуратура понуждает правоохранительные органы возбуждать уголовные дела по фактам добровольной сдачи оружия в рамках специальной программы, действующей в регионе уже несколько лет.

По условиям программы, граждане, добровольно сдавшие в полицию хранившееся у них оружие, не только освобождаются от ответственности, но и получают денежное вознаграждение за принесенные стволы, боеприпасы и взрывчатку.

За несколько лет действия программы, из оборота были изъяты сотни единиц огнестрельного оружия, тысячи боеприпасов и килограммы взрывчатых веществ.

Теперь эта программа на грани срыва. Прокуратура потребовала по каждому случаю сдачи возбуждать уголовные дела «о незаконном обороте оружия».

«Добровольцев, сдавших оружие в рамках определенной законом процедуры, начинают регулярно вызывать на допросы и причинять массу неудобств. Как следствие, среди граждан активно утверждается мнение, что правоохранительным органам доверять нельзя, «сунешься - затаскают». В итоге достаточно эффективно работающий институт профилактики правонарушений, связанных с оборотом оружия, практически перестал действовать», - сообщают ветераны МВД.

ВМЕСТО ПТИЦЕФАБРИКИ И ПРУДОВ С РЫБОЙ – СТЕПЬ ИЛИ БОЛОТО

В свою очередь ряд фермеров и представителей аграрных хозяйств обратились к сибирскому Полпреду Президента (копии направлены Главе Хакасии и председателю Верховного Совета) со следующим сигналом:

«Прокуратура Хакасии проявила сознательное бездействие в ходе банкротства птицефабрики компании «Сибирская губерния» в селе Подсинее. Производство можно было попытаться спасти, наложив в рамках уголовного дела арест на имущество фабрики или осуществив уголовное преследование в отношении руководства предприятия. Но Прокуратура не увидела оснований для возбуждения дела, более того, помешала сделать это Следственному управлению МВД по Хакасии», - пишут авторы обращения. Они считают что «действия Прокуратуры в данной ситуации наносят республике серьезный ущерб от закрытия крупного предприятия, потери рабочих мест, ухудшения экологической обстановки».

В другой жалобе сообщается, что «Прокуратурой Хакасии в судебном порядке оспорены правовые акты субъекта и муниципалитетов по развитию рыбного хозяйства и восстановлению прудов. Как следствие, произошло расторжение договоров аренды земельных участков с расположенными на них прудами, заключённые между органами местного самоуправления и фермерами, потеряны большие средства, вложенные республикой и фермерами в рыбохозяйственную отрасль».

В письме также сообщается, что закрытые по требованию Прокуратуры пруды давали бы не только товарную рыбу. Они могли бы стать дополнительными источниками воды при тушения степных пожаров, в том числе и тех, что произошли в республике 12 апреля. Но по требованию надзорного органа эти резервные водоемы были уничтожены. «Это настоящий подрыв основ безопасности региона» - считают авторы письма. 

Для тех, кто не в теме - поясним.

Три года назад правительством Хакасии была инициирована программа рыбоводства. Фермерам и предпринимателям стали из казны выделять гранты и субсидии на организацию рыборазводческих хозяйств. Надеялись, что в результате республика не только себя обеспечит качественной и дешевой рыбой, но  и будет ее продавать в другие регионы.

Программа оказалась востребованной. С 2011 по 2013 год на рыбоводство из бюджета регионального Минсельхоза было выделено более 50 млн рублей. На эти средства, а также и собственные вложения около двух десятков фермеров начали устраивать пруды, запускать в них мальков и выкармливать их до товарных карпов, сазанов, форелей, белорыбиц и прочих деликатесов. Всего за два года объем производства рыбы в Хакасии вырос с символических 10 тон в год до почти 1000 тонн.

Но когда все начали кричать ура и бросать в воздух чепчики, шум услышали надзорники. Тут праздник кончился.

Выяснилось, что местные фермеры растят рыбу на федеральных землях. Тот факт, что ни одна федеральная структура эти земли никогда не использовала и не собирается – значения не имеет.

Прокуратура сослалась на хитрую и спорную правовую загогулину, образовавшуюся на стыке Земельного и Водного Кодексов. Коротко ее можно сформулировать так. Земля у нас может быть и муниципальной. Но вот любой водоем – это однозначно федеральная собственность. К примеру, администрация Аскизского района может отдать в пользование фермеру участок своей муниципальной территорией. Но если поверх этого участка налить воды, то это уже не земля, а водоем и территория покрытая водой автоматически становится федеральной!

В Водном кодексе России есть оговорка. Большинство водных объектов находятся в федеральной собственности, но пруды и карьеры являются исключением. Ориентируясь на этот пункт, власти республики и районов с чистой совестью стали поощрять фермеров к организации рыбных хозяйств.

Но прокуратура сослалась на другой пункт Водного кодекса, который гласит, что прудом считается «небольшой по площади непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи (выделение «АИС») с другими водными объектами».

Но ведь пруд так называется именно потому, что образуется в результате запруживания – то есть перекрытия речки или ручья. И эти речки и ручьи, без которых прудов просто не бывает, прокуратура истолковала как «гидравлическую связь с другими водными объектами». А значит – это федеральная собственность, на которой местным фермерам хозяйничать нельзя.

Как видим, закон написан так, что допускает различные толкования. Но суды не очень-то стремятся вникнуть в эти дебри: есть прецеденты в других регионах - по ним и штампуют решения. Тем более – когда соответствующие иски подает не абы кто, а Прокуратура.

По идее, надзорники Хакасии могли оценить двусмысленность правовых определений и отложить репрессии против рыбоводов до внесения законодательной ясности. Прокуратура даже могла обратиться с законодательной инициативой, предложив поправки в Водный Кодекс. Но пошли другим путем. И настояли на соблюдении даже не буквы закона, а одного из вариантов прочтения этой буквы.

От рыборазводчиков потребовали немедленно очистить территорию. Вложенные  в рыбные хозяйства деньги фермерам естественно никто не компенсировал. Ибо нефиг. Особо настойчивым объяснили: «А вы вообще не имели право сюда чего-то вкладывать».

Прокуратура своего добилась. Рыбные хозяйства, на свое несчастье оказавшиеся на федеральных кусках степей, были ликвидированы.

ДЕРЕВЕНСКИЙ ЧИНОВНИК – НЕ МИЛЛИОНЕРША ВАСИЛЬЕВА, ЕГО НЕ ЖАЛКО

Главы муниципальных образований Хакасии обратились к Президенту России (копии направлены полпреду Президента в СФО, Главе Хакасии и председателя Верховного Совета Республики) со следующими жалобами:

«В течение последних лет, как раз с момента прихода на должность Прокурора Хакасии Виктора Ломакина, надзорные органы буквально «завалили» муниципалитеты республики предписаниями, запросами и проверками», - пишут сельские чиновники.

Только за 2014 год в администрации муниципальных образования региона пришло больше 9 тысяч (!) запросов, львиная доля которых - более 70% - из Прокуратуры. В среднем, в течение прошлого года в районы поступало ежедневно по 5 - 6 прокурорских запросов. При этом сроки для предоставления ответов даются минимальные, всего несколько дней, а требования надзорных органов, как правило, неисполнимы из-за отсутствия достаточных финансовых средств в бюджетах муниципальных образований - речь идет о строительстве полигонов ТБО, генпланах территорий, обустройстве скотомогильников, ремонте дорог, организации субсидируемых пассажирских перевозок и т.д..

«В результате происходит массовый отказ (практически каждый второй) ответственных, здравомыслящих, стремящихся реально изменить ситуацию глав поселений баллотироваться на последующие сроки, что обостряет кадровую ситуацию в органах местного самоуправления», - пишут Президенту России авторы обращения.

Максим Каммерер

 

Новости по теме