Как Донбасс строит мирную жизнь
Дата публикации: 31 июля 2015 года в 07:36.
Категория: Политика.
Работы на крыше школы №52 в Горловке. Фото: Дмитрий Строганов/Ridus.ru
О сумме своих затрат на восстановление горловской школы Николай Ханин скромно умалчивает, не хочет делать себе рекламу на чужом горе, но речь идёт о миллионах. Ход строительства он контролирует лично: гоняет в Горловку минимум два раза в месяц. Вот и сейчас, за месяц до Дня знаний Хаканин приехал в ДНР поглядеть, как обстоят дела.
Прогресс в ходе работ — налицо. Дыру в крыше от попадания мины уже залатали. Укрепили пострадавшие стены. В актовом зале ремонт идет полным ходом. Однако речи о том, чтобы полностью завершить работы к первому сентября, не идет. Нет, в день знаний школа обязательно распахнет свои двери для детворы: крыша протекать не будет, в актовом зале и на третьем этаже закончат отделку. Со всем остальным, дай Бог, справиться к началу отопительного сезона, и тому есть четыре основных причины. К слову, эти проблемы характерны для всей Новороссии в целом, а не только для этой отдельно взятой школы.
ВОЙНА
Несмотря на «странный мир», стреляют здесь ежедневно. Ночами. Как стемнеет, окрестности оглашает грохот. Чаще всего «шмаляют» не по самому городу, а по окружающим посёлкам. В последнее время особо достаётся Зайцево и Гольмовскому.
«Люди готовы работать и в выходные, и ночами, — рассказывает представитель подрядчика. — Но, когда стреляют, сидят в подвалах. Если земля под ногами трясется, какая работа… Или вот вчера один из рабочих звонит. Говорит, тещу в подвале засыпало. Все нормально, жива, небольшие ожоги. Но надо откопать там все, а потом уже на работу».
Из-за постоянных обстрелов часть рабочих регулярно не выходит на работу. Впрочем, это далеко не главная причина затянувшегося ремонта. Желающих вкалывать хватает — дела с оплачиваемой работой в Горловке обстоят не слишком хорошо. Другие вопросы создают больше проблем.
ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ ЛЕТ УКРАИНСКОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ
Уже в ходе восстановительных работ выяснилось, что школа №52 не ремонтировалась лет 35, с момента постройки.
«Когда крышу делать начали, только рубероида с битумом сняли 70 тонн, — говорит один из рабочих, Дима. — Как в советских школах парты красили, помните? Один слой поверх другого. Так и тут - лили сверху на старое, и пофигу, гнилое, или нет».
Плиты, идущие по периметру крыши, сгнили чуть менее, чем полностью. В руках крошится и бетон, и арматура. Восстановлению плиты не подлежат. Таких блоков больше не выпускают, поэтому пришлось решать проблему иначе. Недостатков в инженерах нет, предложили альтернативный вариант. Но это — и затягивание времени, и новые расходы.
ДЕФИЦИТ
Это слово, давно подзабытое в России, в ДНР сегодня актуально, как никогда. Многие местные производства стоят или работают далеко не на полную мощность. Стройматериалы возят или из России, или с Украины.
«Радиаторов нет. Звонили поставщикам, сказали, пару дней назад продали все, что было, — говорит подрядчик. — Когда будут — неизвестно. Стекол оконных тоже нет, и из Украины их не привезти».
Мало того, цены на стройматериалы в Новороссии растут, как на дрожжах.
«На десять процентов в неделю, в среднем. Мы уж даже не думаем, чтоб обратно упали. Хотя бы на одном уровне держались, — продолжает строитель. — Какой там! Останавливаться даже не думают! Вот, делали смету две недели назад. Сегодня она неактуальна. Цена за это время выросла на двадцать процентов».
Определенные проблемы есть и с металлом, хотя лома в Новороссии — пруд пруди: сгоревшие машины, бронетехника и прочий военный хлам. Хватает в ДНР и металлургических комбинатов, которые могли бы заняться переплавкой. Корень зла кроется в жадных до денег и нечистых на руку коммерсантах: вместо того, чтобы везти металлолом на свои производства, они таскают его за границу: на Украину.
БЮРОКРАТИЯ
В Горловку мы ехали с гуманитарным грузом весом около трех тонн: тридцать потолочных светильников для школы и интерната. Пятьдесят бейсболок и футболок для сирот. Классная спортплощадка, подаренная пятьдесят второй школе «Ребятами с нашего двора». Книги для школьников, собранные неравнодушными людьми в рамках акции #КнигаДонбассу. Российские пограничники груз пропускать отказались.
«Нам говорили, что столь незначительный груз не нужно регистрировать в Ростовском МЧС, небольшое количество весьма специфической „гуманитарки“ для детей, — рассказывает Николай Ханин. — Это довольно долгий процесс. Если подал документы до пятницы, то в среду можно получить ответ и пересекать границу. Поверили. Дело обернулось совсем не так».
Спортплощадка, светильники и прочие вещи остались ждать официальной бумаги из Ростова. Скорее всего, в ближайшее время к ним присоединится еще один большой книжный груз.
Источник: «Ридус»