Россельхознадзор: Никаких проблем с поставками молока не было, и нет
Дата публикации: 12 февраля 2017 года в 14:03.
Категория: Экономика.
В статье, опубликованной «Коммерсантом» 10 февраля, сообщается, что некое недавнее решения Россельхознадзор повлечет за собой – цитата: «по факту полную остановку поставок сырого молока из ряда регионов, так как у подавляющего большинства производителей нет необходимого для пастеризации оборудования».
В числе регионов, попавших под страшные санкции Россельхзнадзор, издание называет «25 субъектов РФ, включая Татарстан и Ростовскую область».
КоммерсантЪ пишет о том, что Союзмолоко скорбит по поводу этих мер и предупреждает, что члены данного союза теперь будут вынуждены повысить цены на выпускаемую ими молочную продукцию.
Эту информацию прокомментировал заместитель руководителя Россельхознадзора Николай Власов. Приводим его разъяснения полностью:
«Статья очень сумбурная фактов или цитат из нашего решения в ней ни каких нет. Зато есть очередной (очередной - это я не о «Коммерсанте», а Союзмолоке) «наезд» на Россельхознадзор. Поэтому приходится ее комментировать.
В виду отсутствия фактов и конкретики комментировать придется с использованием дедуктивного (может даже детективного) метода.
Поэтому комментарий получится длиннее публикации, за что прошу извинить.
Итак, в статье идет речь о Решении Россельхознадзора по регионализации территории Российской Федерации.
Подтверждаю, что Решение такое действительно есть. Нами проведена регионализация территории России по de-jure 31 заразной болезни животных, а de-facto по четырем болезням: африканская чума свиней, заразный узелковый дерматит, сибирская язва и ящур. Остальные 27 болезней являются экзотическими для России в целом, и ни каких ограничений по ним в Решении нет, так как все регионы России имеют по ним одинаковый благополучный статус.
С какой из этих четырех болезней связаны ужасы, которые нам обещают Союзмолоко и Ъ, понять сложно, поскольку конкретную болезнь авторы не называют.
Однако, привлекая дедуктивный метод можно попробовать это понять.
Итак, из субъектов, в количестве 25-ти, из которых мы, якобы ограничили вывоз сырого молока, присутствуют только два конкретно названных – это Татарстан и Ростовская область.
Далее, в статье говорится, что проблема, которой грозит Ъ со ссылкой на Союзмолоко, связана с тем, что (цитата из Ъ) «у подавляющего большинства производителей [сырого молока] нет необходимого для пастеризации оборудования,».
Сопоставив эти два факта, можно сделать вывод, что речь идет о сибирской язве, поскольку только в отношении этой болезни в некоторых случаях применяется условие об обязательной пастеризации сырого молока и поскольку оба названных в статье субъекта Российской Федерации имеют статус неблагополучных по сибирской язве.
Теперь, надо обратиться к Решению и посмотреть: что же там написано про сырое молоко и про ограничения в его перемещении в связи с регионализацией по сибирской язве.
Там написано, что:
- вывоз пастеризованного, стерилизованного молока и продукции из него из регионов с любым статусом «Разрешен без ограничений»,
- вывоз сырых молока и сливок из благополучного (с вакцинацией или без) региона в регион с любым иным статусом «Разрешен без ограничений»,
- вывоз сырых молока и сливок из региона, который имеет статус «Неопределенный» (т.е. вспышек сибирской язвы нет, но почвенные очаги есть), в благополучные регионы «Разрешен с условиями 1 и 8 или с условиями 1 и 10», в другие – без ограничений,
- вывоз сырых молока и сливок из неблагополучного региона в благополучные регионы и регионы, имеющие статус «Неопределенный» «Разрешен с условиями 1 и 8 или с условиями 1 и 10».
Теперь смотрим что за условия 1, 8 и 10:
«1. Животные должны быть подвергнуты клиническому освидетельствованию и при этом в день отправки (доения) не иметь клинических признаков сибирской язвы»
«8. В стаде или хозяйстве, где содержались животные, не должно было быть случаев сибирской язвы в течение 20 дней и данное хозяйство или стадо не должно находиться под ограничениями, связанными с сибирской язвой»
Как понимать соблюдение условий 1 и 8?
Эти два условия, простыми словами, означают, что если в стаде не было случаев сибирской язвы более, чем 20 дней, и животные, от которых получено молоко, в день дойки не больны сибирской язвой или чем-то похожим на нее, то сырое молоко может перемещаться в любой регион.
Смею надеяться, что даже Союзмолоко согласится с тем, что это разумные и не очень обременительные условия. Тем более, что ни в Ростовской области, ни в Татарстане случаев сибирской язвы нет уже достаточно давно.
Как понимать соблюдение условий 1 и 10? В этой паре первое условие – то же самое:
«1. Животные должны быть подвергнуты клиническому освидетельствованию и при этом в день отправки (доения) не иметь клинических признаков сибирской язвы».
Второе – альтернативное:
«10. Молоко после дойки должно быть охлаждено в срок, не превышающий 3 часов, и должно быть подвергнуто пастеризации или иной не менее эффективной процедуре обеззараживания»
Обратите внимание, что тут нет требования о том, чтобы в стаде в течение минимум 20 дней не было сибирской язвы.
Теперь, любому, кто имеет работающий головной мозг, не трудно понять как работает альтернативная конструкция из этих трех условий:
Соблюдаем условия 1 и 8 (коровы не больны и в стаде нет случаев сибирской язвы в течение 20 дней), тогда пастеризация не требуется, молоко перемещается свободно,
ИЛИ
Соблюдаем условия 1 и 10 (коровы не больны, но в стаде была сибирская язва менее 20 дней назад), тогда осуществляем пастеризацию молока.
Частота случаев сибирской язвы в России – это несколько случаев в год (если не считать истории с оленями на Ямале в прошлом году, но это редчайший рукотворный казус). Откуда же здесь возьмутся массовые ограничения?
Почему в статье фраза: «Решение Россельхознадзора по факту означает полную остановку поставок сырого молока из этих регионов, »? Решение вступило в силу с 01.01.17. Где и что остановилось? Если где-то что-то остановилось, то по какой причине?
Про повышение цен даже спрашивать не буду: ну очень хочет Союзмолоко повысить цены… хоть под каким–нибудь предлогом. Сертификация – повысятся цены, регионализация – повысятся цены, с субсидиями проблемы – повысятся цены.. Что ж с этим сделаешь? Капитализм на дворе, а еще: имеют же люди право хотеть.
Теперь – два слова о том, что мне не понятно.
Опять же про Союзмолоко говорить не буду: с ним мне как раз все понятно.
Скажу про журналистов «Коммерсанта».
Вот публикуем статью про Решение Россельхознадзора, которое, судя по статье, приведет к тяжелым последствиям. Ну почему, прежде чем ее публиковать, не позвонить в Россельхознадзор? Не спросить: неужели правда?
Ну хорошо, звонить лень или на телефоне денег нет. А почему в Решение не заглянуть, которое опубликовано? Не посмотреть самим: что же там такого ужасного содержится?
Понимаю, что ссылку дали, поведение вполне в рамках закона, что очень хочется цитирования …. Но что-то все равно не нравится: я бы позвонил. Или решение посмотрел бы.
И в заключение.
Это уже обращаясь к коллегам и операторам рынка.
Нужно нам всем понять, что регионализация это один из важнейших инструментов поддержания биобезопасности в стране и ее экспортного (в сфере продукции животноводства) потенциала.
Регионализация – это официальное установление статуса регионов по заразным болезням и мер по поддержанию статуса.
Регионализация без ограничения перемещения животных и других товаров, с которым могут передаваться возбудители заразных болезней, – это полностью недееспособное и потому бессмысленное занятие.
Раз регионализация, значит будут ограничения.
Раз будут ограничения, то от них кто-то потерпит ущерб. Но этой необходимо чтобы избежать ущерба тысячекратно большего.
Важно, чтобы не было излишних ограничений. Мы стараемся, чтобы так и было. Но вы же видите каков объем этих документов? И должны понимать каков объем работы, стоящий за этими сотнями страниц. Можем мы ошибиться, внося очередное изменение в это решение? Конечно можем: мы ж не боги.
Обращайтесь, если увидите в нашем решении свои будущие проблемы.
Обращайтесь, если увидите в нашем решении ограничения более жесткие, чем предписывает МЭБ.
Обращайтесь, если знаете: как с меньшими ограничениями добиться того же уровня безопасности, которого мы пытаемся добиться, предлагая свои меры в решении.
Только обращайтесь не как Союзмолоко, а прямо к нам по любому каналу (сайт, форум, электронная приемная, почта), приезжайте к нам или зовите нас к себе: так будет эффективнее, а мы всегда открыты и готовы к обсуждениям».