Ректору ВШЭ не понравились новые образовательные стандарты Минобрнауки
Дата публикации: 21 марта 2018 года в 14:43.
Категория: Общество.
Ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов
Высшее недовольство
Ректор ВНЭ Ярослав Кузьминов раскритиковал проекты федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для начальной (с 1-го по 4-й класс) и основной (с 5 по 9 класс) школы. Проекты ФГОС устарели с точки зрения современной экономической науки, а предлагаемый стандарт изучения истории написан небрежно, указал ректор ВШЭ в своем письме от 19 марта, адресованному министру образования и науки Ольге Васильевой.
Как сообщает РБК, именно 19 марта в Минобре должно было состояться заседание Совета по ФГОС, в состав которого входит Кузьминов. Однако заседание, посвященное принятию нового проекта образовательных стандартов, было отложено.
Что такое ФГОС
ФГОС — это обязательные требования для государственных школ, вузов и колледжей. На их основе разрабатывается учебная программа и пишутся учебники. Зимой 2017 года Владимир Путин поручил правительству систематически обновлять содержание общего образования «на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки и технологий». Новые стандарты обсуждались и разрабатывались весь 2017 год.
Тем не менее, предложенные Минобром проект ФГОС нуждается в доработке, поскольку в нем нет специальных требований к изучению предметов на углубленном уровне, считает Кузьминов. «В требованиях к учебным планам возможность углубленных курсов не раскрыта. Значит ли это, что стандарт не дает возможности углубленного или ускоренного освоения образовательных программ?» — спрашивает он в своем письме у министру.
Кузьминов отмечает, что Минобрнауки хочет отказаться от проверки метапредметных знаний школьников после девятого класса во время государственной итоговой аттестации (ГИА). К ним, в частности, относятся критическое, творческое и аналитическое мышление и т.д. В проекте нового стандарта, в главе, касающейся оценки результатов, министерство заменило словосочетание «планируемые результаты», которые включают в себя и предметные, и метапредметные результаты, на «предметные результаты».
«Следует ли из этого, что метапредметные образовательные результаты исключены из перечня подлежащих оценке?» — спрашивает ректор ВШЭ.
По мнению Кузьминова, некоторые понятия, которыми описываются индивидуальные результаты учащихся по итогам обучения в основной школе, не отражены в серьезных научных трудах и теоретически, и экспериментально не обоснованы. Это, в частности, «социально значимые понятия», «субъективное и историческое время», «чувство личности» и «внутренняя позиция личности», указывает он.
Руковдитель ВШЭ обращает внимание и на «небрежность» проекта ФГОС по истории. «Некоторые личности указаны с инициалами, а некоторые нет», — отмечает Кузьминов. А ФГОС по некоторым другим предметам устарели с точки зрения современной науки. Например, используемые в новых образовательных стандартах понятия «производительный и непроизводительный труд» Кузьминов называет «конструктом советской политэкономии».
Ректор ректору
В пресс-службе Минобрнауки сообщили, что замечания Кузьминова уже изучены и ответ на них будет дан в ближайшее время. Ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы Владимир Мау рассказал РБК, что также познакомился с проектом ФГОС.
Говоря о упомянутых Кузьминовым метапредметных результатах, Мау отмечает, что они есть в проекте новых ФГОС и прописаны гораздо понятнее, чем в действующей редакции. Но инструменты оценки таких результатов не разработаны.
«Новые стандарты — хороший повод заострить этот вопрос и приступить к разработке инструментария по оценке метапредметных результатов, тем более что многие из них лежат в одной плоскости с модными сейчас soft skills (комплексом навыков для успешного участия в рабочем процессе, высокой производительности, не связанных с предметными знаниями)», — указал Владимир Мау.
Он также считает, что что нужно сохранить понятия «производительного и непроизводительного труда». Они исследовались на протяжении всей истории экономической мысли, включая работы Аристотеля и Адама Смита. При этом, по мнению ректор академии народного хозяйства и госслужбы, во ФГОС не хватает других важных понятий, в частности понятия ВВП, инвестиции, спроса и предложения, занятости и безработицы, акций и облигаций и др. «Все это нетрудно откорректировать», — считает Мау.
Стандарты юрского периода
В понедельник, 19 марта, около 500 учителей литературы, методистов и преподавателей вузов выступили с критикой предложенных Минобрнауки новых образовательных стандартов. Гильдия словесников потребовала отказаться от предложенного жесткого распределения художественных произведений по годам обучения и невариативного списка литературы. «Ведомство своими действиями перечеркивает логику развития всей системы школьного образования за последние десятилетия, <...> попирая основы закона об образовании и те академические свободы, которые определены школам», — говорится в заявлении гильдии.
Директор Федерального института развития образования Александр Асмолов назвал новые ФГОС «стандартами юрского периода».
«Если их примут, ученики будут завалены опытом прошлого и набором готовых рецептов», — заявил он РБК.
В министерстве образования заявили, что рассматриваемый проект ФГОС позволит «обеспечить не номинальное, а реальное единое образовательное пространство». А «излишняя вариативность» программ, которую защищает Гильдия словесников, увеличивает нагрузку на ребенка, например, при переходе из одной школы в другую, отметили в ведомстве.
Тем не менее, для оценки высказанной критики, Минобрнауки перенесло заседание, на котором должно было состояться утверждение изменений школьной программы, на 21 марта.