Умер режиссер Марлен Хуциев
Дата публикации: 19 марта 2019 года в 17:20.
Категория: Культура и спорт.
Об этом ТАСС сообщил представитель Союза кинематографистов России. «Марлен Мартынович скончался сегодня в 07:00 утра», – рассказал собеседник агентства. По его словам, время и место похорон будет известно позднее. Прощание, по предварительным данным, состоится в Доме кино.
Хуциев был доставлен в больницу с желудочно-кишечным кровотечением 16 марта, после чего находился в отделении реанимации. Несмотря на усилия врачей, спасти режиссера не удалось, сообщает «Газета.ру».
Марлен Хуциев широко известен зрителям по фильмам «Весна на Заречной улице», «Застава Ильича», «Июльский дождь», «Мне 20 лет», «Был месяц май». Он всегда опирался в кино на вечные жизненные ценности: свободу, открытость, независимость, гармонию.
Вспоминая режиссера, Народный артист России Николай Досталь отметил, что фильмы Хуциева стали классикой, по ним учатся новые поколения кинематографистов. «Конечно, вклад его огромен и весом для советской и российской культуры. Все, что он сделал, уже стало классикой, на этих работах учатся молодые кинематографисты. Это очень печальная новость, но он много оставил, много успел. Он был замечательным человеком в общении, его все уважали. У него не было недоброжелателей или врагов, он был очень открытым и доброжелательным человеком, всегда готов был помочь. Тяжело, что он ушел от нас, светлая память», - сказал он.
Специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой считает, что Хуциев в своих кинематографических работах рассказывал истории, которые касались лично каждого зрителя. «Каждый находил в его картинах то, что считал необходимым. Он мыслил широко и очень емко, неслучайно последняя его работа была посвящена Чехову и Толстому, он был погружен в великое пространство русской культуры», - сказал он.
По словам Швыдкого, Хуциев был легендарной фигурой отечественного кинематографа. «Он был не просто кинематографистом, он был великим мастером, который обращался ко всем, какой бы сложности картину он не делал. <…> Он был необычайно элегантным и удивительно артистичным явлением как актер, многие помнят его работы, в которых его видно как блестящего, неповторимого, изысканного, элегантнейшего артиста», – добавил он.
Специальный представитель президента РФ отметил, что уход Хуциева – это большое горе для зрителей. «Это большое горе, большая беда, наверное, он был одним из последних великих людей великой эпохи, которая никогда не повторится», – подчеркнул Швыдкой.
Биография
Марлен Хуциев родился 4 октября 1925 года в Тифлисе. Его отец назвал сына в честь теоретика коммунизма Карла Маркса и первого лидера СССР Владимира Ленина. Его отец был расстрелян в 1937 году по 58-й статье (контрреволюционная деятельность), несмотря на то что являлся коммунистом с дореволюционным стажем.
После неудачной попытки поступить на обучение в Тбилисскую академию художеств Хуциев устроился ассистентом художника комбинированных съемок на Тбилисскую киностудию. В год окончания Великой Отечественной войны будущий классик советского кино смог поступить во ВГИК, где попал в мастерскую Игоря Савченко.
Дипломной работой Хуциева на режиссерском факультете стал короткометражный фильм «Градостроители», который он снял совместно с Феликсом Миронером. После этого он успел поработать ассистентом по дубляжу, вторым режиссером и в 1953 году поступил на работу режиссером в Одесскую киностудию.
В 1956 году вышел первый большой хит Марлена Хуциева — «Весна на Заречной улице». Изящно снятый фильм о работниках металлургического комбината в городе, куда приезжает выпускница педагогического института, стал самым популярным фильмом 1956 года и считается одним из символом ранней оттепели в советском кинематографе. Несмотря на строгость темы и соцреалистический подход к созданию персонажей, фильм изобиловал приемами европейского кино.
Следующая работа режиссера — «Два Федора» — стала одним из первых появлений на экране советского писателя и режиссера Василия Шукшина, который в то время как раз проходил обучение во ВГИКе.
Фильм Хуциева «Застава Ильича» стал настоящим гимном поколения шестидесятников. Работа над лентой началась в 1959 году. В 1963 году картину подверг резкой критике первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев, из-за чего в нее пришлось внести правки и сменить название. В 1965-м она вышла в прокат под названием «Мне двадцать лет».
В основу фильма легла документальная хроника вечеров поэзии в Политехническом музее, в организации которых сам режиссер принимал активное участие. Так, советский зритель увидел на большом экране выступления Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Риммы Казаковой, Роберта Рождественского, Беллы Ахмадулиной, Булата Окуджавы и других поэтов.
В 2008 году Хуциев был избран председателем Союза кинематографистов России, однако 17 марта 2009 года Пресненский суд Москвы вынес решение, в соответствии с которым итоги VII съезда союза были признаны недействительными. Впоследствии это решение суда было оспорено.
В последние годы жизни режиссер работал над фильмом «Невечерняя», посвященным встрече двух классиков российской литературы — Льва Николаевича Толстого и Антона Павловича Чехова. По сюжету фильма два писателя во время своих встреч обсуждают смысл жизни, смерть и бессмертие. Картина осталась незаконченной.